Корпорация «Святые моторы» / Holy Motors (2012)

Не являясь фанатичным поклонником творчества Лео Каракса, я решил посмотреть этот фильм только потому, что незадолго до этого увидел очень понравившуюся мне киноантологию «Токио!». Один из эпизодов которой под названием «Дерьмо» снял как раз Лео Каракс. Короткометражка была совершенно не похожа на то, что обычно делает Каракс, сильной стороной которого является кинематографическая изысканность и даже утонченность, благодаря которой создается гениальный видеоряд, а слабой — чрезвычайно простенький сюжетец, из которого режиссер старательно пытается вытянуть то, чего в нем, в принципе, нет и быть не может. В «Дерьме» Каракас решил окончательно покончить с сюжетом. И, как не странно, это оказался удивительно удачный ход. Избавившись от необходимости думать о законах логики, Каракас выдал совершенно безумную, сюрреалистическую историю, которая буквально ошарашивает своей глубиной и многоплановостью. Поэтому, увидев на одно из постеров фильма «Корпорации «Святые Моторы» господина Мерда — главного героя  короткометражки «Дерьмо», я для себя решил, что этот фильм просто необходимо  посмотреть.

И не ошибся.

В «Святых Моторах» Каракас продолжил развивать все то лучшее, что было им найдено в «Дерьме».

Фильм нелогичен и иррационален с самого первого кадра и до последнего. Он виртуозно абсурден. Ошеломляюще,  до предела бессмыслен. И возбуждающе прекрасен.

Человек садится в лимузин и спустя какое-то время выходит из машины совсем другим человеком. И так раз за разом в течении дня. Он все время играет чьи-то роли, вклинивается в чужие жизни. Он любит, ненавидит, убивает и сам оказывается убитым, не являясь при этом самим собой.

Что он делает? Зачем? Какой в этом смысл? Задавать все эти вопросы, как, впрочем, и любые другие, не имеет смысла. Потому что ни один из эпизодов не связан с остальными иначе, как только центральной фигурой всего этого круговорота безумия.

Когда смотришь эпизод о первом перевоплощении героя, кажется, что ты уже почти что понял, в чем тут дело. И, чтобы окончательно во всем разобраться, нужно только еще немного информации. После второго перевоплощения понимания становится не многим  больше. После третьего ты уже начинаешь задумываться над тем, а есть ли вообще в этом хоть какой-то смысл?  И в какой-то момент ты понимаешь, что в этой дико абсурдной истории смысла нет. Никакого. Как нет его и в жизни. В этом фильме все столь же ужасающе нелепо, как и в безумной повседневности, которую мы почему-то называем реальностью.

Понимание, как просветление, может случиться в любой момент. Со мной это произошло во время блестящего прохода голого по пояс героя во главе группы баянистов  — действа завораживающе прекрасного и абсолютно бессмысленного. И я тут же, перемотал фильм назад, чтобы посмотреть его еще раз. А затем  — еще. Чтобы убедиться в том, что я не ошибся.

С каждым новым эпизодом происходящее на экране становится все боле абсурдным. И, когда зрителю начинает казаться, что его уже ничем невозможно удивить, концовка вышибает почву у него из под ног, будто табурет, на котором стоит приговоренный к повешению.

Когда по экрану ползут финальные титры, в голове крутится только одна мысль: А что это было?

Однако, не стоит задавать вопросы, на которые не существует ответов.

После просмотра фильма с уверенностью можно сказать только одно: После долгих поисков и нащупывания подходов к теме, Лео Карасу наконец-то удалось снять подлинный шедевр. Манифест абсурда и бессмысленности.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.