Аркадий Аверченко «Веселые устрицы»

Как же приятно после всех Пепперштейнов и Моррисов снова почитать Аверченко! Чтобы насладиться прекрасным русским языком, точным, острым словом и блестящим юмором, спасающим от всех житейских невзгод.

В книгу, выпущенную издательством «АСТ» в серии «Русская Классика», вошли три сборник рассказов: заглавные «Веселые устрицы» (1910), «Рассказы для выздоравливающих» (1912) , «Черным по белому» (2013). Что приятно, содержание книги почти не пересекается с теми, что я уже читал. Что удивило, рассказы написанные в 1910-13 годах, еще до Октябрьского переворота, идеально ложатся и на советскую, и на нашу нынешнюю действительность. Ложится настолько точно, что, к примеру, как сам я с удивлением узнал, идея всеми любимого фильма «Ирония судьбы» была изложена Аверченко в рассказе «Визитер» не позднее 1910-го года — это год первой книжной публикации. Черт его знает, может быть Россия, и в самом деле, страна, потерянная во времени?

Свое мнение о авторе я уже высказывал. Поэтому ограничусь подборкой цитат, каждая из которых подобна жемчужине.

«Трудно понять китайцев и женщин.»

«И выдвинулся из среды мужиков мудрейший среди них старик Петр Савельев Неуважай-Копыто. Был он старик белый, как лунь, и глупый, как колода.»

«Когда же студен осмелился нахально заявить, что Земля круглая и что она ходит вокруг Солнца, то толпа мужиков навалилась на студента и стала бить… Били долго а потом утопили в реке. Почему газеты об этом умолчали — неизвестно.»

«Обе они были средних лет, но еще довольно моложавы. В отношении их друг к другу сквозила та специфическая женская дружба, которую ничто не может разрушить, за исключением новой выкройки на капот или красивого любовника.»

«Стеша был молодец девятнадцати лет, всю свою недолгую жизнь пробродивший из угла в угол, самоуглубленный дурень, ленивый, как корова, и прожорливый, как удав.»

«Что-то в нем есть такое, что действительно отличает его среди других индивидов нашего богоспсаемого болота.»

«У нас в России не все свободы отняты у народа. Осталась еще одна свобода — произношения.»

«Над Россией пронеслась революция, в Петербурге уже несколько лет работала Государственная дума, а Змиев остался таким же… Пыльные, безлюдные улицы, выводок цыплят у забора и одинокий пьяный, лежащий в тени около бакалейной лавки с вывеской: «Бакалея с продаже всего».»

«Мне хочется, чтобы все вокруг было хорошо, и если бы наш бездарное правительство пригласило меня на должность бесплатного советчика — может быть, из наших общих стараний что-нибудь бы и вышло.»

«Это не человек, а дурак какой-то.»

«Боже ты мой! И как у нас др сих пор обыска не было — не понимаю! За что только, извините, полиция деньги получает?»

Похожее изображение

Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.