Коррелирует, однако!

Клевый Иисус

Американские специалисты из университета Рочестера в Нью-Йорке и Северовосточного университета в Бостоне представили результаты метаисследования, выполненного на материалах 63 отдельных публикаций по сопоставлению интеллектуальных способностей с уровнем религиозности.  Статья опубликована журналом Personality and Social Psychology Review.
Использованные исследователями данные охватили период с 1928 по 2012 год. В 53 из 63 работ авторы приходили к выводу о том, что религиозность коррелирует с уменьшением интеллекта, но величина этой корреляции у всех получалась различна. Американские психологи решили выяснить, что получается при систематизации всей имеющейся информации. Они обратились и к программе долгосрочного наблюдения за одаренными детьми 1921 года: так как ученых тогда интересовала связь психологических характеристик с долговременным жизненным успехом, наблюдение продолжается и за теми, кто дожил до наших дней.
Степень религиозности определялась по таким формальным критериям, как согласие с принятыми той или иной религией догмами, участие в жизни религиозных общин и частота посещения храмов.
Для измерения интеллекта часть авторов использовала стандартизированные тесты (как хорошо известный тест Векслера, так и некоторые другие), а часть ученых предположила, что интеллект достаточно хорошо согласуется с общим уровнем образования. Иными словами, человек со степенью доктора философии, скорее всего, умнее того, кто завершил свое образование на уровне средней школы. Тесты и уровень образования не всегда однозначно определяют интеллект, но все проанализированные работы оперировали большими количествами случаев, поэтому исключительные примеры не вносили большого вклада в итоговую статистику.
Сопоставив полученные разными психологами и социологами результаты, исследователи рассчитали коэффициент корреляции интеллекта и религиозности. Коэффициент корреляции выражает то, насколько (и в какую сторону) изменение одной величины отражается на другой; примером коррелирующих величин может быть стоимость жилья и расстояние от центра города. Коэффициент, равный единице, обозначает совершенно четкую зависимость и рост одной величины в ответ на рост другой, а коэффициент корреляции -1 означает то, что одна из величин уменьшается при увеличении другой. Если коэффициент корреляции равен нулю, любую величину можно менять произвольно без всякого изменения другой, а промежуточные случаи соответствуют случаям, когда рассуждать об эффекте можно только в терминах вероятности.
Ученые продемонстрировали, что интеллект обратно коррелирует с религиозностью с коэффициентом от -0,20 до -0,25, причем наиболее вероятное значение составляет -0,24. Это значит, что среди достаточно большой группы атеистов найдется больше людей с хорошими результатами тестов IQ и высшим образованием, чем среди такой же группы адептов той или иной религии, причем величина эффекта растет при переходе от формально верующих к тем, у кого религия занимает центральное место в жизни.
Исследователи предложили три разных гипотезы, способные объяснить найденную закономерность. Причем все они не исключают друг друга, то есть закономерность может быть обусловлена сразу несколькими причинами.
В качестве первого объяснения называется то, что умные люди имеют меньшую склонность к конформизму и потому с меньшей вероятностью принимают религиозные догмы. Сама по себе причинно-следственная связь интеллекта с конформизмом, разумеется, требует отдельного исследования.
Кроме того, ученые связывают интеллект с аналитическим стилем мышления, который, по их словам, плохо согласуется с религиозностью. Ранее, в статье, опубликованной в журнале Science, психологи из Университета Британской Колумбии установили, что аналитическое мышление снижает веру в бога. Ну, и, наконец, умные люди обычно большего достигают в жизни и за счет этого находят способы организовать свою жизнь и без помощи религии.
Последний вывод хорошо согласуется с социологическими исследованиями, показавшими отрицательную корреляцию религиозности общества с благополучием его членов, а также с социальным равенством.
Итак, выводы ученых гласят, что между религиозностью и интеллектом есть отрицательная корреляция с коэффициентом -0,24 и 95-процентным доверительным интервалом от -0,20 до -0,25. Эти свидетельствует о том, что вероятность встретить более умного человека среди атеистов выше, чем среди верующих. Причем принадлежность к той или иной конфессии не столь важна, как степень религиозности.
Делайте выводы, господа!

13.08.2013


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags: ,

3 comments

  1. Сергей Никоноров

    Приветствую, Алексей!
    А может, сможете пойти дальше констатации, ну, и например, сделать пару-тройку выводов?
    …Мне видится, что кроме ума (IQ и иже), интересно было бы поразмышлять («поисследовать») о человеческой доброте, сочувствии, помощи друг другу, сопричасию радости, боли, удивлению другого человека. Только вот как собрать все эти данные?..

    • Павел

      Сергей, проводили такие исследования. Популярное изложение можно найти в конце второго тома «Эволюции человека» Александра Маркова.
      Религиозность больше коррелирует с так называемым парохиальным альтруизмом (за своих, но против чужих), чем к «доброте», если она выражается, например в низком уровне бытового насилия.

    • Добрый день, Сергей!
      Спор между верующими и атеистами так же стар, как и сама религия. У каждой стороны на руках куча фактов, подтверждающих собственное мнение и опровергающих мнение противоположной стороны. Проблема в том, что предмет спора абсолютно нематериален и его нельзя пощупать руками, измерить или взвесить, чтобы прийти к какому-то окончательному выводу. Но, попробуйте расскажите о доброте и сочувствии верующих девушкам из Pussy Riot, которые в светском государстве получили двухлетний тюремный срок за оскорбление этой самой нематериальной сущности. Расскажите писателю Салману Рушди, который более десяти лет скрывался так же от глубоко верующих людей, объявивших награду за его убийство, и примерно по тому же поводу. Расскажите «Деду Морозу» убитому толпой на улице Душанбе по обвинению в религиозной неверности. Разумеется, можно привести и множество примеров достойнейшего поведения религиозных людей. Но, как мне кажется, все дело в том, что доброта и сочувствие — это все же, норма для нормального человеческого общества. А вот даже единичные примеры проявления оголтелой дикости и злобы как-то здорово подрывают уверенность в то, что именно религия делает человека лучше, добрее, совестливее. Все эти нормы, действительно, провозглашаются почти любой религией, но, обратите внимание, под страхом того или иного наказания. В то время, как в светском обществе человек должен соблюдать правила и нормы морали только потому, что это правильно и общепринято.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.