Сквозь снег / Snowpiercer (2013)

Snowpiercer-2235847

Странное кино. Не сказать, что совсем уж плохое, скорее уж бестолковое. Можно только диву даваться предпочтениям нынешних киноманов, вздернувших рейтинг этого весьма посредственного фильма едва ли не до «восьми».
Фильм снял корейский режиссер Пон Чжун Хо. Но работала над его создание интернациональная бригада: Южная Корея, Франция, США, Чехия, Великобритания. У фильма, как сейчас принято говорить, есть стиль. Собственно, это стиль современных корейских боевиков, в основе которого тотальная бескомпромиссность и брутальность до кончика аппендикса. Еще у него есть плеяда  замечательных аутеров — Тильда Суинтон,  Джон Херт, Эд Харрис, Крис Эванс, Джеймс Белл, Октавия Спессер. И это все. Больше у него ничего нет. Ни внятного сюжета, ни смысла, ни убедительных героев, ни элементарного здравого смысла. Ожидания, которые я возлагал на это кино, оказались заморожены и расколоты на мелкие льдинки, как рука одного из персонажей фильма.
Я вообще не понял, зачем нужно было снимать этот фильм? Нет, конечно, если есть подходящий бюджет и актеры, так почему бы и не снять? Но, если по гамбургскому счету? Какую сверхзадачу ставил перед собой режиссер? Что за месседж собирался отправить он ошарашенным зрителям?

vlcsnap-2014-03-30-05h05m21s255
Фильм снят по комиксу. Ну, собственно, в этом ничего необычного нет. Фильмы частенько снимают по комиксам. Порой получается весьма неплохо.  Начало, как будто, тоже не слишком пугающее. В нескольких строчках зрителям сообщают, что на Земле случился очередной кирдык. Хотели остановить глобальное потепление, распылили что-то там в воздухе и малость перестарались. В результате — новый ледниковый период. Все человечество разом вымерло. Странно как-то, неандертальцы, завернувшись в шкуры, ледниковый период пережили, а современные люди. со всеми их обогревателями и элетрокаминами разом взяли да вымерли. Или, лучше сказать, вымерзли. Как тараканы в брошенном доме.

vlcsnap-2014-03-30-05h09m26s127
Ну, да ладно. Все это можно принять, как данность. Тем более, что сразу после вступительных титров история принимает сюрреалистический оттенок. Вымерли, как оказывается не все. Выжила компашка людей, оказавшаяся в поезде некого эксцентричного богатея мистера Уилфорда (Эд Харрис). Почему именно в этом поезде люди выжили. а в остальных нет — тоже загадка. Но, главное, что поезд этот еще и должен почему-то постоянно, без остановки кружить по кольцевой линии. Это уже совсем где-то очень далеко за пределами моего понимания. Один оборот — один год. И так уже 18 лет. Причем, обратите внимание, пути, по которым несется поезд, никто не ремонтирует. Просто потому. что некому — снаружи ведь нет никого.
Общество в поезде четко дифференцировано. Хвостовой вагон — это гетто, в котором не живут, а влачат самое наижалкое существование униженные оскорбленные. В середине поезда — производственная зона. В начале — суперские места для обладателей билетов в первый класс. Где-то там же, хотя в фильме это не показано, должны располагаться еще и казармы военизированной охраны, численностью едва ли не превосходящей  всех остальных обитателей поезда.

vlcsnap-2014-03-30-05h12m15s52
Тем, кто в хвосте, разумеется, хочется попасть в начало. По сему поводу они готовят восстание. Во главе которого идейный вдохновитель (Ленин — Дон Херт) и предводитель боевиков (Троцкий — Крис Эванс). Во всем этом, постаравшись, можно было бы усмотреть некий символизм.   В смысле того, что поезд представляет собой некое символическое воплощение человеческого общество, разделенного на богатых и бедных и т.п. Но даже такую тонкую и дряблую смысловую подложку не удается подсунуть под то, что начинает происходить дальше.
А дальше, собственно начинается восстание.
Постепенно редеющая группа боевиков, подавляя отчаянное сопротивление военизированной охраны и неся при этом жесточайшие потери, движется вперед, к началу поезда. Вагон за вагоном. Вагон за вагоном…

vlcsnap-2014-03-30-05h04m58s14
И этим сюжета линия фильма исчерпана. Если вы думаете, что впереди зрителей поджидает что-то совершенно неожиданное, ради чего, собственно, и стоило с боями продираться к началу поезда, то вас ожидает жесточайшее разочарование. Ничего неожиданного не произойдет. Сначала будет вагон-тюрьма. Из которой восставшие, кстати, освободят только одного корейца, который, как говорят, умеет открывать двери между вагонами, и его дочь, без которой он работать отказывается. Вот такая, понимаешь, социальная справедливость. Все мастерство корейца заключается в том, что он выдирает пучок проводов и начинает соединять разноцветные концы, пока дверь не откроется. Затем следует вагон-кухня, в котором из тараканов или еще каких жуков готовят протеиновые брикеты для обитателей последнего вагона. Далее — просто какой-то непонятный вагон, в котором происходит резня на топорах. Потому — вагон-водораспределитель. Вагон-аквариум, в которой плавает рыба, из которой тут же, не отходя от кассы, готовят суши.

vlcsnap-2014-03-30-05h02m40s96

Вагон-морозильник, набитый непонятно откуда взявшимися тушками кур и тушами коров. Вагон-оранжерея. Вагон-школа для детей привилегированных пассажиров. Вагон с кучей сортиров. Пара вагонов с купе для пассажиров первого класса. Еще пара вагонов, где эти самые пассажиры придаются пороку и разврату. Ну, и, наконец, головной вагон. До которого добираются только спец по дверям с дочкой и глава боевиков — Троцкий. Дверной мастер собирается взорвать дверь, ведущую наружу, поскольку он уверен,что за пределами поезда тоже можно житью. Хотя унылые пейзажи, которые все могут наблюдать в окно, последнего идиота должны были бы убедить в обратном. Троцкий же ломится в дверь, за которой находится сам мистер Уилфорд. Зачем? Да, кто ж его знает.
Вот тут уже начинается полная шиза!

vlcsnap-2014-03-30-05h50m06s163
Мистер Уилфорд в своем персональном вагоне жарит стейки и сообщает Троцкому, что только и мечтает о том, чтобы передать ему власть над поездом. Ну, прямо, весь такой милашка-Путин, решивший вдруг вернуть Крым Украине. Троцкий, вроде бы и не прочь постоять у руля (ежели такой имеется) суперпаровоза мистера Уилфорда. Но тут он узнает страшную тайну!
Приготовьтесь! Сделайте глубокий вдох! И!..
Мистер Уилфорд заменяет постепенно выходящие из строя детали супердвигателя своего суперпароваза — угадайте чем? — маленькими детьми! С таким поворотом дел Троцкий, разумеется, не может смириться! Он возмущен!
Но в это самое время кореец взрывает наружную дверь. А вместе с ней и весь поезд. В живых остаются только двое — кореянка и негритенок. Двое среди бескрайней снежной пустыни по которой бродят белые медведи.
Все. Занавес.
Так, все-таки, о чем этот фильм?
Вы мне не поверите, но вообще ни о чем! Более бредового фильма я давно не видел.
Не кино, а сплошное недоразумение. Самое лучшее в этом фильме — постер.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

4 comments

  1. Сергей Ефимов

    Хрень то какая! А машинист у них кто? Не Ленин случайно?

    • Ну, что-то вроде того — тоже лысый. Самое смешное, что кабина машиниста в этом паровозе вовсе не предусмотрена. Он, вроде как, сам по себе. в автономном режиме кружит. В принципе, из всего этого можно было бы любопытную притчу сделать. Но сделали тупой и абсолютно бессмысленный боевик.

  2. Абсолютно бессмысленные комментаторы и «рецензенты», неспособные понять достаточно простой аллегории, поражают. Что конкретно в фильме не ясно? То, как «низы» вполне понятно жрут клопов? То, как «охрана» с откровенным садизмом уничтожает восставших? Объяснить улыбку этого охранника с маской без выреза для глаз? Или отвратительную старуху-пропагандистку, которая для проверки микрофона туда едва ли не плюёт? Объяснить, что такое социал-дарвинизм, неолиберализм, империализм и прочие -измы?
    В фильме показано общество эксплуататоров и эксплуатируемых. Большая часть «в хвосте», как говорится, экономически неоправданна, её даже за людей не считают, хотя в ней и процветает взаимопомощь, развиваются искусства, мысль и т.п. — то есть нормальное общество, которое, однако, выросло на своём же мясце. Казалось бы, дайте им нормальные условия — и заживут… Наверное.
    Те, кто спереди — шикуют, причём контраст между брикетами из тараканов и стейком, рожами в масках и белолицыми генералами и т.д. — просто не может не внушать страх. Фильм очень «голый», бьёт с размаху, показывает всё как есть.
    Конечно, в нашем обществе всё сглажено, резких контрастов не так много, тараканов жрут потому, что традиция, но ведь и ресурсы не вечны. Посмотрите хотя бы, как живёт какой-нибудь Бангладеш.
    Фильм — причта, сказка. Искать здесь реализм — всё равно, что удивляться говорящей печке из сказки про Алёнушку. Людям, которые не чувствуют общество «глобально», тассать, и не шарят в политике ни на протеиновый брикет, смотреть фильмец не стоит.

    • Проблема как раз в том, что в фильме все слишком уж просто и ясно. Все на поверхности. Как снег. А, копнешь чуть глубже — мерзлый грунт. Поэтому — скучно. Фильмов такого рода было огромное множество. Из более удачных можно вспомнить, ну, хотя бы «Дракона» Марка Захарова или «Покаяние» Тенгиза Абуладзе.

Добавить комментарий для Алексей Калугин Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.