Книга, которой не должно было быть

 

В   2010 году на сайте  «Марс-500» была затеяна игра-буриме. Ряд авторов, чередуясь, должны были за 500 дней написать роман «Дорога к Марсу». Срок в 500 дней был выставлен, потому что затея с игрой была привязана к началу эксперимента по имитации полета на Марс, который должен был продлиться 519 дней. Магия круглых чисел взяла верх, и 519 дней превратились в 500. То есть, литературный полет был как бы синхронизирован с экспериментальным. Но, если экспериментальный полет успешно завершился, то литературный зашел в тупик. Причин тому было множество. На мой взгляд, не самым лучшим образом сказалось большое количество участников. К тому времени, когда до тебя доходило право сделать очередной ход, твоя сюжетная линия оказывались где-то на задворках и нужно было либо снова ее оттуда вытягиваться, либо ограничиваться отпиской в чужую тему, которую ты не очень-то понимаешь. Непонимание же вырастало из-за недостаточной продуманности самой первоначальной идеи. Кроме того, каждому автору, что естественно, хотелось непременно блеснуть именно в той жанровой стилистике, которая ему близка и лучше всего удается. В результате роман, изначально заявленный как научно-фантастический и предельно приближенный к реальным условиям, стал полижанровым. Юмор, хорор, шпионский триллер, фэнтези, сюр — все оказалось смешанным в кучу. А сама история при этом распадалась на отдельные, плохо связанные межу собой сюжетные линии. В общем, как не старались организаторы довести проект до конца, на 36-м эпизоде он окончательно встал, едва сумев дотащиться до Марса.

Казалось бы, тем дело и закончится. Как мне кажется, всем нам следовало признать свое поражение и сделать соответствующие выводы. А, если есть желание, замутить какой-нибудь новый проект, но уже с учетом совершенных ошибок.

И вдруг, в издательстве «Эксмо» выходит книга «Дорога к Марсу». Сам я эту книгу в руках не держал, но, судя по обложке, это бумажный вариант именно того самого незаконченного романа-буриме.

С чисто юридической точки зрения, организаторы интернет-проекта имели полное право поступить подобным образом. Но, с точки зрения элементарной вежливости, стоило бы, наверное, если и не спрашивать согласие всех авторов, участвовавших в игре, то хотя бы поставить их в известность о готовящемся книжном издании. И тогда я, например, заранее, а не постфактум, высказал бы свое мнение на сей счет.

В общем так.

Я, хотя и написал, кажется, три эпизода для интернет-проекта «Дорога к Марсу», к появлению этой книге не имею никакого отношения. Я вообще понятия не имел, что она готовится к публикации. Я не знаю, вошли ли в нее только те 36 эпизодов, что были опубликованы на сайте, или же кто-то еще что-то дописывал. Я знать не знаю, занимался ли кто-то редактурой и сведением всего текста. Для меня книга сия  — полнейшая неожиданность. И не скажу, что радостная.

Изначально и речи не шло ни о каком бумажном издании. Разве что, о совсем крошечном рекламно-подарочном тираже исключительно для внутреннего пользования. «Дорога к Марсу» панировалась и осуществлялась, чисто как интернет-проект. Чем он, собственно, и был интересен. Это была игра, баловство и не более того.

Если бы поинтересовались моим мнением на счет того, стоит ли издавать сей проект в бумажном виде, я бы был категорически против. Далеко не все, что пишется в интернете, следует переносить на бумагу. Тем более, что проект «Дорога к Марсу» с литературной точки зрения оказался откровенно неудачным.  Однако, как я уже сказал, меня о готовящемся издании даже в известность не поставили.

Ну, хорошо, я понимаю, организаторы проекта хотели выжать из своей затеи все, до последней капли. Мне непонятно, с чего вдруг солидное издательство «Эксмо» решило это опубликовать? Только потому, что с именем Лукьяненко на обложке продать можно все, что угодно?

Продать-то, оно, конечно, можно. Можно, например, продавать детские куличики из песка и уверять покупателей, что это незаконченные работы Генри Мура. Вот,  только, подсовывая читателям полуфабрикат вместо готового продукта, не нужно после разводить руками и удивляться, а чего это народ книги покупать перестал?


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags: , ,

4 comments

  1. Сергей Ефимов

    Да, это бред какой то. Я прочитал те 36 эпизодов, и мне не понравилась эта стилистическая разноплановость. Ясно почему проект завис.
    Может то что вышло отредактировано и дополнено? В принципе интересен только этот вопрос.
    В общем в очередной раз издательство выставило себя не с лучшей стороны.

    • Если в текст вносились какие-то изменения — их необходимо согласовывать с авторами. Хотя, согласен с Вами, то, что было опубликовано на сайте, трудно привести к какому-то единому знаменателю. Проще новый роман написать. В любом случае, этот случай весьма наглядно демонстрирует нынешнее отношение к авторам. Автор сделал свое дело — автор может отвалить.

  2. Очешуительно! Вот это коммерческая жилка! Продать ТАКОЕ!..
    Да, мы с друзьями на разных форумах частенько пишем что-то все вместе. Иногда получается даже удачно, есть у меня парочка текстовых ролевых игр, которые даже весело и интересно читать.
    Самое классное в таких вещах: абсолютная непредсказуемость сюжета.
    Это же и беда: рваный ритм, минимум внутренней логики, «разболтанный» язык.
    Такие игры хороши, чтоб баловаться в компании друзей. Ну -максимум!-на основе такой игрушки я как-то раз мангу рисовала. Правда, пришлось переработать чуть более чем всё.
    Короче, если издают даже текстовые игры…Значит, издателю нужно было просто «многабукафф», чтоб было что засунуть под обложку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.