Меню \ The Menu (2022)

Сюрреалистическая черная комедия с претензией на социальный подтекст, а именно — критика общества потребления. Фильм хороший. Я бы даже сказал, очень хороший. Но, как обычно бывает, чем лучше работа, тем больше к ней возникает мелочных претензий и придирок. Потому как, плохой фильм — это просто плохой фильм, потому и говорить тут особо не о чем. Если тебе подают сгоревший бифштекс, ты не станешь рассуждать о вкусовых особенностях обугленной корочки и о том, почему ее вкус не соответствует твоим ожиданиям — ты просто скажешь, что это есть нельзя. Но, ежели фильм хороший, вот тогда-то самое время порассуждать о том, что помешало ему стать замечательным, о тех мелких недоработках, что на общем аккуратно выписанном фоне особенно бросаются в глаза.

Но, по порядку.

Итак, на некоем острове расположен ресторан, которым заправляет гениальный, но весьма экстравагантный шеф-повар Словик, прекрасно сыгранный великолепным Рэйфом Файнсом. Шеф-повар Словик в его исполнении поистине инфернальная фигура — Волан-де-Морт отдыхает. Словик относится к приготовлению блюд, как к высокому искусству. Каждый обед в своем ресторане Сове превращает в изощренный перформенс. Для того, чтобы попасть в ресторан Словика, нужно заплатить немалую сумму. Но и это еще не все! Словик лично отбирает гостей и может кому-то отказать, не объясняя причины.

Фильм начинается с того, что на остров Словика прибывает очередная группа гостей. Среди которых можно выделить Джона Легуизамо, Никлоаса Холта и Аню Тейлор-Джой. Начинается обед. И почти сразу же становится ясно, что Словик откровенно издевается над своими гостями. Он подает им фантастически выглядящие, но мало съедобные блюда, сопровождая подачу блюд затейливыми речами, смысл которых сводится к тому, что он прекрасно понимает, что гости приехали на остров не за тем, чтобы воздать должное его кулинарному мастерству, а лишь за тем, чтобы потом с гордостью заявлять, что побывали в ресторане у Словика. Короче, все они не гурманы, а богатые снобы и не более того. Гости все это принимают как должное, как обязательную часть представления. Но затем начинается членовредительство. С гостями обращаются откровенно грубо. Одному из них отрубают палец. Наконец дело так и вовсе доходит до убийства. После чего Словик заявляет, что никто сегодня не выйдет из ресторана живым. Перформенс рассчитан так, что к десерту все умрут.

Все это снято и сыграно очень здорово. С изрядной долей черного юмора и с конкретным сатирическим прицелом. Н, вот тут-то и начинают возникать вопросы. Самая большая проблема в том, что ни у одного персонажа фильма, включая самого Словика, нет четкого, вразумительного бэкграунда. Нам лишь представляют некоторых из них: вот — известный киноактер, вот — популярный ресторанный критик, вот — бизнесмен со своей женой, а вот — троица айтишников, одуревших от вскружившей им головы славы. При этом совершенно непонятно, почему именно их выбрал Словик для реализации своего зловещего замысла. А это, как мне кажется, как раз очень важный момент. О самом Словике мы не знаем вообще почти ничего, поэтому логично возникает вопрос, как он вообще он дошел о жизни такой? Как и где набрал он группу преданных поваров, которые сначала готовы убивать за него, а потом и сами согласны погибнуть?.. Нет ответов. Нет даже слабых намеков, которые помогли бы зрителю выстроить собственную теорию. Вся ситуация повисает в пустоте.

Тем не менее, фильм выделяется и за счет нетривиального сюжета, и за счет отличной игры актеров. Создатели не смогли дотянуть его до уровня шедевра, но, даже в таком виде, как он есть, «Меню» стоит посмотреть.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.