Чук И Гек наносят ответный удар

Ну, надо же! Только недавно удивлялся, с чего вдруг кто-то взял да переснял никому не нужную и не интересную «Угрюм-реку». Какая там, на фиг «Угрюм-река»! Только что закончились съемки новой версии фильма по рассказу Аркадия Гайдара «Чук и Гек». Режиссер Александр Котт. Никогда про такого не слышали? Ну, и правильно. Серьезный, уважающий себя и профессию режиссер, не возьмется за экранизацию Гайдара.

В советские времена Аркадий Гайдар считался классиком детской литературы. Хотя даже нам, советским детям, проходившим его в школе в начале 70-х, было понятно, что это бездарь и графоман. Потому что в те времена мы уже знали, что «пионеры юные — головы чугунные». Наличие галстука на шее проверяли дежурные при входе — без него в школу не пускали. Но, миновав их, можно было снять галстук и до конца занятий спрятать в карман. Или до грозного окрика завуча: — Где твой галстук! И переубедить нас в этом было невозможно.

Слово «пропагандист» появилось позже. Но Гайдар был самым настоящим пропагандистом. Причем особо циничным и мерзостным, поскольку оттачивал свое «мастерство» на детях. Самая знаменитый опус Гайдара, «Тимур и его команда», в которой все закручено вокруг того, что среди дачных участков компания детишек, организованная неким Тимуром по армейскому образцу, со званиями, построениями и т.п., оказывает помощь семьям тех, кто ушел в красную армию. А кончается все тем, что девочка Женя спешит на станцию, чтобы проводить отца, полковника красной армии, который уезжает на войну. Минуточку! Но даже фильм по повести был снят в 1940 году. Вторая мировая уже шла вовсю, но СССР в ней участия, вроде как, еще не принимал. Какая, на фиг, красная армия? На какую войну уезжает отец Жени? А ни на какую! Гайдар пишет не о реальной жизни. Он создает эдакое социалистическое фэнтези, старательно вколачивал в головы детям милитаристское мировоззрение. Страна в кольце врагов и, ни сегодня, так точно завтра — все в бой! Потрясающая тема для детской книжки!

Как я уже говорил, мы еще в 70-е понимали, что с книжками Гайдара что-то сильно не так. В первую очередь, они были написаны кошмарным языком — их было не интересно читать. Автор обращался к своим читателям-детям, как к недоразвитым дебилам. Хотя, на самом деле, все было наоборот. После перестройки стала известна биография Гайдара. Она сейчас общедоступна, поэтому ограничусь лишь коротким фрагментами.

«Гайдара демобилизовали из РККА с диагнозом «травматический невроз», который развился вследствие повреждения спинного и головного мозга после ранения осколком шрапнели и неудачного падения с лошади в 1919 году. Со слов больного: «Тут появилась раздражительность, злобность. Появилось ухарство, наплевательское отношение ко всему, развинченность… Стали появляться приступы тоскливой злобности, спазмы в горле, сонливость, плакал». Затем Гайдар неоднократно лечился в психиатрических клиниках. Он постоянно испытывал резкие перепады настроения. Сохранились воспоминания о том, что он несколько раз резал себя бритвой, и только своевременное вмешательство близких и врачей спасало его от неминуемой смерти.
Биограф писателя Б. Н. Камов приводит фразу из дневника Гайдара «Снились люди, убитые мною в детстве»

И вот такой человек, с детства убивавший людей, с напрочь поехавшей психикой, пишет произведения для детей. Которые не только публикуют, но и изучают в школах.

Да, ну, а как там «Чук и Гек»? Вот, кто-нибудь может представить себе родителей, которые назвали своих родных детей Чук и Гек? Это же не человеческие имена, а собачьи клички! И не говорите мне, что Гек — это производное от имени Геккельбери. Какой, на фиг, Геккельбери в СССР в 1939 году! Это снова больная фантазия Гайдара.

Да, в общем, и не в именах дело. Имена — это только один из симптомов. Все дело в том, что тексты Гайдара несут в себе убийственное семя зла. Смысл которого в том, что человек, как личность, ничего не значит, он может состояться, только став частью огромного социалистического муравейник. В детстве все время не мог понят, почему мне был так привлекателен Мишка Квакин, главный антигерой «Тимура и его команды»? Да именно тем, что он не хочет быть членом этого муравейника! Он не желает ходить строем, а хочет жить, как обычный мальчишка — дурачиться и воровать яблоки.

Так кому и зачем сейчас понадобилось реанимировать «Чука и Гека»? Что за фильм можно снять по этой совершенно примитивной и абсолютно бессмысленной истории? Посмотрите на кадр — это же просто гимн советской нищете и убогости! Кого и на что сегодня могут вдохновить валенки, меховые чоботы, безразмерные свитера и пионерские галстуки ?

Уважаемые, кто будет это смотреть? Молодежи ваши Чуки и Геки со всей этой убогой советской эстетикой точно по барабану. Поймите же наконец — нет в этом ни капли романтики. И люди на снимке, с печатью бесконечной усталости и фатального смирения на лицах, вызывают не восхищение, а жалость. У меня одно только название вызывает идиосинкразию и зубы сразу крошиться начинают. Как, полагаю, и у большинства людей моего поколения. Кто у нас еще остаются? Дети малые? Да эти дети скорее предпочтут Бивиса и Батхеда — и будут сто раз правы!

То есть, понятно, что никто эту заведомую чушь смотреть не станет. Особенно в кино, где за это нужно свои кровные отстегивать. Не те нынче времена, чтобы кидать деньги, куда ни попади. Тогда на что рассчитывали люди, вложившие деньги в заведомо провальный фильм?.. А?… Вот так и живем — сначала бухнем деньги непонятно куда и зачем, а потом уже думаем, а на фига?

И еще, уж, заодно. У меня дети школу уже закончили, а я все мучаюсь вопросом, какого лешего Гайдар все еще входит в программу по русской литературе? Вопрос даже не в том, что, мол, нет ничего более интересного? А в том, что детям под видом литературы суют убогие тексты психически неуравновешенного серийного убийцы. Их бы психиатрам изучать, а не в школах преподавать.

Да, конечно, психически нездоровые литератор — это обычное дело. Рембо, Буковский, Эдгар По, Гоголь… Однако, они были гениями, А Гайдар — бездарь, с трудом укладывающий слова в предложения. Советской власти он был нужно, как пропагандист, окучивающий детские мозги. Хотя, как я уже говорил, даже это получалось у него из рук вон плохо. Но сейчас — кому это нужно? На дворе 21 век. Нормальные люди в космос летают. А у нас снова «Чук и Гек». Все та же тоска и убогость.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags: ,

5 comments

  1. Светлана Бойко

    Вы чё такой злой, писатель-бедолага, а?? mi dispiace…
    Тррррам-та-рра-ррррам!!..
    ..поедешь на север, поедешь на юг — везде тебя встретит товарищ и друг..

  2. Сергей Ефимов

    Вот и поговорили…

    Алексей, ваше вот это с верху, действительно очень неприятная и злобная писанина, без обид…

    • Имею право временами быть злым. А попытки вот так, тихой сапой, вернуть назад совок со всем и его мерзкими причиндалами, вообще бесят.
      Ну, хорошо, а по фактам, с чем конкретно вы не согласны?

      • Сергей Ефимов

        Не хочу ничего разбирать по «фактам», там столько концентрированной желчи, что ещё раз это читать я не буду. Мне непонятна ваша лютая ненависть к советскому периоду, вы видите только негатив, притом этот негатив часто надуман и притянут за уши, чтож имеете право…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.