Конгресс / The Congress (2013)

Конгресс

 

Есть авторы, произведения которых невозможно экранизировать, Причина, как мне кажется, в том, что сюжет этих произведений намертво сплавлен с уникальными, авторскими особенностями текста. При отделении сюжета от текста, чем, собственно, и занимается кинематограф, происходит ужасная алхимическая реакция, в результате которой на свет появляется не одушевленный гомункулус, а кусок гнилого мяса, в котором копошатся опарыши. И это при том, что все, вроде бы, было сделано правильно.

К таким авторам относятся Набоков, Гашек, Маркес, Пруст, Лем. Единственной возможностью перенести их произведение на экране является не стремление сделать фильм предельно близким к тексту, а, наоборот, максимальный уход от первоисточника. Только снимая фильм «по мотивам», можно попытаться сохранить дух и идею оригинального произведения. Опять же, если режиссеру хватит таланта.

Так Тарковский препарировал роман Лема «Солярис». После чего Лем заявил: «Вы дурак, Андрей!» и перестал с ним разговаривать. Правда, сам же Лем позже признался, что, посмотрев американский «Солярис», подумал, что, пожалуй, зря он обидел Тарковского.

vlcsnap-2014-06-12-03h45m51s233

Фильм «Конгресс» снят по роману Лема «Футурологический конгресс». Снят дружной командой кинематографистов из Израиля, Германии, Польши, Люксембурга, Франции и Бельгии. Какое-то невнятно опасение, боязнь, что вместо Лема мне снова подсунут какой-нибудь суррогат, сляпанный на скорую руку по рецепту Содерберга, долгое время удерживал меня от просмотра этого фильма. Но, в конце концов, любопытство, все же, взяло верх.

И, надо сказать, я не пожалел!

Израильский режиссер Ари Фольман пошел тем же путем, что и Тарковский. Он вычленил суть романа «Футурологический конгресс» и обернул вокруг него свою собственную историю. В фильме нет многих персонажей, играющих ключевые роли в романе, зато появилось много новых. Так, главным героем является актриса Робин Райт, которую играет актриса Робин Райт. У которой студия хочет купить ее цифровую копию, для того, чтобы в дальнейшем использовать ее, а не живую актрису, в съемках фильмов.

vlcsnap-2014-06-12-04h22m56s192

Как и у Лема, история в фильме «Конгресс» закручена вокруг того, как новые технологии могут изменить мир и сознание человека. Однако акцент в нем сделан на одном аспекте — виртуальной реальности. Которая создается не в матрице суперкомпьютера, а в сознании самих людей, постоянно находящихся под воздействием галлюциногенных препаратов, позволяющих им увидеть мир таким, каким им это хочется, да и самих себя почувствовать теми, кем бы они хотели оказаться. Хоть Элвисом Пресли, хоть Владимиром Жириновским. Что представляет реальный мир, никто уже не знает. И Робин Райт задается целью узнать это.

vlcsnap-2014-06-12-04h37m58s23

Фильм хорош во всех отношениях. Это и захватывающий, неординарный сюжет, и отличная режиссура, и замечательная актерская игра — помимо Робин Райт, в фильме снимались Харви Кейтель, Джон Хэмм и Пол Джамати. Но совершенно особенным фильм делает то, что галлюциногенная реальность, в которой прибывают люди будущего, показана в виде рисованной анимации, с помощью которой все происходящее превращается в некий сюрреалистический трип.

vlcsnap-2014-06-12-05h13m33s98

Тут стоит заметить, что режиссер «Конгресса» Ари Фольман до этого снял полнометражный анимационный фильм «Вальс с Баширом», за который получил «Золотой глобус». «Конгресс» — еще одна бесспорная удача режиссера. И один из лучших фантастических фильмов последних лет.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.