Держаться в рамках, или Кафка нам поможет!

Кафка

Ну, вот, они наконец нашли нужную кнопку, давя на которое, можно эффективно управлять общественным мнением. Видимо, кто-то там прочитал Кафку. Готов поспорить, в самое ближайшее время поток обвинений всех и вся в экстремизме, кощунстве, пропаганде гомосексуализма, отрицании традиционных ценностей  и прочих вымороченных грехах резко сойдет на нет.  Потому что теперь у них появилась, действительно, сильная фишка. Теперь, всех, кому нужно заткнуть рот, станут обвинять в фашизме.
Обвинение в фашизме в нашей стране, пожалуй, самое страшное. И это правильно. Этому есть веские причины. Говорит о которых, я думаю, нет смысла — все их и без того прекрасно знают.  Помнится, в школьные годы нарисовать свастику на заборе или стене не могло прийти в голову даже самому последнему отморозку. Потому что это никто не воспринял бы как браваду или шуту. Это было то, с чем нельзя было шутить или играть. Обвинение в фашизме воспринимается сразу всеми слоями общества, любой категорией граждан, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, уровня образования и доходов. Воспринимается на каком-то подсознательном, интуитивном уровне. Это, как чернильное пятно на лице, которое уже не смоешь. Если тебя однажды назвали фашистом, по-серьезному, а не в шутку,  — это  уже никогда не забудется. И ты можешь потом затаскать по судам того, кто так тебя назвал, и даже добиться от него извинений   — ничего это не изменит. Потому что слово «фашист» выжигается в памяти, как кислотой.
Схема, в общем-то, проста. Тут главное — найти ключевое словечко. Отыскать фразочку, за которую можно зацепиться. Как в старом анекдоте про женскую логику:
«-Подвинься, рыбонька!
«Рыба -это щука. Щука — это зубы. Зубы — это собака. Собака — это сука…»
-Граждане, он меня б…ю обозвал!»
Все началось с телеканала «Дождь». «Ленинград… Блокада… Сомнение…» Ату их — они фашисты! И тут же операторы начали отключать «Дождь» от эфира.
Почему-то мне кажется, что операторы вовсе не идиоты и прекрасно понимают, что в вопросе, заданном «Дождем», нет ни малейшего желания никого оскорбить. Нет даже неуважения. И, уж точно, никто в нем не ставил под сомнение тот факт, что блокадники прошли через ад, который нам сейчас даже вообразить трудно. Есть только желание до конца разобраться, понять всю правду об этом страшном эпизоде нашей истории. Однако, когда им, то бишь, операторам, дали команду: «Отключать!», они разом так и поступили. Потому что никто не хотел становиться на сторону фашистов. Пусть даже это было абсолютно огульное, старательно высосанное из пальца обвинение. Все понятно, но становиться рядом с обвиняемыми все равно не хочется — потому что страшно самим запятнаться. Ведь обвинение в фашизме — страшная штука.
Ту же самую схему еще раз отработали на Викторе Шендеровиче. Стоило ему только упомянуть в своей заметке о Сочи «Путин и девочка на коньках» Берлинску олимпиаду 1939 года, как тут же со всех сторон посыпались обвинения — угадайте, в чем? Сегодня совершенно случайно наткнулся на передачу телеканала «РБК», в которой Виктор Шендерович пытался дать свои объяснения по поводу данного инцидента.  Странно даже, чего ради он пытался это сделать? Должно быть, полагал, что «РБК» это не «НТВ»? Однако, и на «РБК» его объяснения никого не интересовали — ведущий получил четкое указание: «Мочит!». И честно отрабатывал свои деньги. Все было организовано, как в лучшие советские времена. Ведущий говорит громче и звонче  гостя, а, следовательно, убедительнее.  Реплики гостя в самый неподходящий момент перебиваются звонками в студию, сделанным в очень нужное время очень нужными людьми. Фактически, мы наблюдаем обвинительный процесс. Нечто в духе Кафки. Чисто по-русски это называется травлей. Прекрасно спланированной и организованной. Но, большинство зрителей, смотрящих в экран краем глаза, а то, и просто незнакомые с сутью происходящего, на уровне подкорки воспринимают нужный посыл:
-О чем это они? — спрашивает жена.
-А, — машет насаженной на вилку котлетой муж. — Шендерович  — фашист.
И — все. Как чернила на лбу. Попробуй — отмойся. Моешь — а они только расплываются. Пытаешься что-то объяснить, но только глупее от этого выглядишь. Потому что, объяснения в такой ситуации похожи на оправдания. А, честному человеку, как известно,  оправдываться не в чем.
Самое интересное. что честным людям никогда не придет в голову бросаться подобными обвинениями. Потому что это — как рисовать свастику на заборе. Помните  — такого даже последний отморозок себе не позволит. В нашей стране.
Использовать подобный прием — это уже верх цинизма. Это уже нечто совершенно запредельное. Выходящее за рамки понятий добра и зла.
Так что, после, когда все уже пойдет вразнос, не спрашивайте, кто поломал рамки дозволенного и сломал стоп-кран.
Лучше — перечитайте Кафку.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.