Уильям Рамсей Смит. Мифы и легенды австралийских аборигенов.

смитрамсей

Центрполиграф, Москва (2008)

Переводчик: Евгения Межевитинова

 

Уильям Рамсей Смит, шотландский врач, натуралист, антрополог и государственный служащий. Последнее кажется несколько странным, поскольку в нашем представлении госслужащий — это примат, так и не вскарабкавшийся на первую ступень эволюции, зато умеющей ловко лазать по вертикали власти. Но, Уильяму Смиту повезло родиться не в России, а в Великобритания, в середине 19-го века, в 1859 году.  Он изучал искусство в Эдинбургском Университете и Морей Хаус Трейнинг Колледже. В 20-летнем возрасте Смит получил должность директором общеобразовательной школы в Истер Россе, но, увлекшись психологией, вновь поступил в Эдинбургский Университет на отделение медицины. По окончании курса Смит был назначен доцент естественной истории и старшим лаборантом зоологии в Эдинбургском университете.  В 1888 году он получил звание бакалавра естественных наук. В 1896 году Смит отправляется в Австралию, чтобы занять должность патолога в Королевском Госпитале Аделаиды. В 1899 он становится городским  коронером и руководителем  департамента здравоохранения Аделаиды.  В 1901 Смит отравляется на войну в Южную Африку в звании капитана медицины в Императорском бушменском корпусе. В 1915 он возглавляет Центральную больницу Австралии при Австралийском военном корпусе в Гелиополисе, в Египте. Потом он снова вернулся в Австралию, где продолжал заниматься здравоохранением.

smith-aa263

В 1929 году, выйдя в отставку, Рамсей Смит пишет и в 1930 публикует книгу «Мифы и легенды австралийских аборигенов», о которой, собственно и идет речь.

Книга  представляет собой собрание историй, рассказанных чистокровными аборигенами, принадлежащими к разным племенам. Позднее выяснилось, что Смит книгу сплагиатил. На самом же деле она была почти полностью написана чистокровным австралийским аборигеном, эрудитом и  изобретателем Дэвидом  Анэйпоном (David Unaipon). Он получил патенты на 19 изобретений, но не смог ни одно из них полностью оформить на себя, по причине отсутствия средств. Анэйпон называли австралийским Леонардо да Винчи за придуманные им различные механические приспособления и автоматы. Среди которых имелись сделанные еще до Первой мировой войны чертежи вертолета, с винтом, сконструированным по принципу бумеранга.  Он занимался изучением поляризации света, и  большую часть своей жизни пытался создать вечный двигатель. Анэйпон продал Смиту текст свой книги, чтобы иметь возможность  профинансировать свои работы. Смит же запятнал себя не только плагиатом, но еще при жизни был обвинен в нелегальной торговле артефактами аборигенов. Ныне авторство Дэвида Анэйпона восстановлена, книга «Мифы и легенды австралийских аборигенов» была переиздана в Мельбурне в 2006 году под его именем.

Однако, до России эта новость, похоже еще не дошла. И в 2008 году книга была издана под именем Уильяма Рамсея Смита.

Как бы там ни было, книга замечательная. И отлична переведена. Мир мифов австралийских аборигенов — это нечто ни на что не похожее и завораживающее. И, кроме того, это самый древний пласт мифов, дошедший до наших дней. Мифология аборигенов представляет собой очень пеструю и разнообразную, но при этом чрезвычайно стройную систему, в которой человек органично вписан в окружающий его мир. Поэтому он не противопоставляет себя природе и не пытается бороться с ней  — он изучает ее и ищет свое месте в системе мироздания. Мифы аборигенов — это не поучительные или нравоучительные истории, а неотъемлемая часть их жизни, их мировосприятия. Поэтому рассказ в книге очень легко и естественно переходит от событий совершенно невероятных к описанию повседневной жизни и быта аборигенов.

Некоторые истории способны не только удивить, но даже озадачить. Так, например, аборигены весьма образно, но вполне достоверно рассказывают о том, как появилась Вселенная. Рассказывая о том, как  смешивались виды животных, птиц и рептилий, они весьма доходчиво излагают основные принципы эволюции. А появлению человека так и вовсе предшествовало некое явление, описание которого очень подозрительно напоминает ядерный взрыв. Никогда не видевшие не то что городов. но даже многоэтажных домов, аборигены рассказывают истории о Стране Совершенства,  окруженной огромной белой стеной, украшенной шпилями и куполами, за которой живут златовласые люди.

Отдельная история — это Время Сновидений. Это время, а, может быть, и место, существовавшее тогда, когда еще ничего не было. Ни Земли, ни каких либо других физических объектов. Да и времени, самого по себе, скорее всего, тоже не существовало. Именно там, во Времени Сновидений обитали и  до сих пор живут некие духовные предки всего живого, сотворившие наш материальный мир, потому что все, что происходит во Времени Сновидений на уровне сознания оставляет физический след в нашем мире. То есть, по сути, мы и наш мир — это то, что им снится!

David Unaipon

Цитата:  «Орел взял круглый камушек и бросил его в реку. Все видели, как камушек упал в воду и исчез там. Обернувшись к племени, Орел прокричал: Этой загадке нет никакого объяснения, этот камушек перешел к другому существованию!»


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.