Хичкок / Hitchcock (2012)

Вообще-то, я не любитель биографических фильмов. Я имею в виду реальные биографии реально существовавших людей, а не фантазии на тему «как бы все это могло быть, если бы…», вроде «Влюбленного Шекспира» или «Ленина в октябре». Тут, как мне кажется, все дело в том, что, рассказывая о конкретном человек, создатели фильма должны найти в его биографии нечто такое, будет понятно и близко многим людям. Или же превратит рассказ о конкретном человеке в нечто большее, чем просто биографию. Так, например, Оливеру Стоуну удалось сделать из биографии Никсона политический триллер, а биографию Буша-младшего превратить едва и не в притчу о сути власти. А, вот с  Александром Македонским у него ничего не получилось.

Одним словом, снимать фильмы о реальных людях — дело совсем не простое.

«Хичкока» я решил посмотреть, потому что давно уже являюсь преданным поклонником этого удивительного режиссера, отличающегося кажущейся временами почти невозможной точностью и выверенностью постановочной техники, виртуозным монтажом и  непреходящим интересам к темным сторонам человеческой натуры. Ну, и исполнители главных ролей, разумеется, не могли не заинтересовать.

Фильм снял режиссер, имя которого вряд ли кому-то что-то скажет. Для Саши Джерваси это первый полнометражный игровой фильм. Но то, что запомнят его после этого фильма — факт! Более того, ему придется очень нелегко, потому что о него будут ждать работ столь же высокого уровня, как и «Хичкок». Почему-то сразу в голову приходит Сэм Мендес, который после блестящей «Красоты по-американски» так и не снял более ничего вразумительного и в итоге пришел к планомерно дегенерирующему Джемсу Бонду. Хотя, конечно, подобных примеров множество.

Однако, сейчас речь о «Хичкоке» Саши Джарвеса.

Фильм не является биографией, как таковой. Он рассказывает лишь о небольшом отрезки жизни Альфреда Хичкока. Это рассказ о том, как прославленный режиссер снимал один из самых величайших фильмов всех времен и народов «Психо». Однако, это не рассказ о том, как снимается кино. Как бегают по съемочной площадке статисты, как ругаются между собой исполнительницы главных ролей, как лихорадочно переписывают неудачные сцены сценаристы, как среди всего этого хаоса бегает и рвет на себе волосы режиссер, и как в конечном итоге из этого получается шедевр. Фильм очень ярко и убедительно показывает, какие удивительные творческие процессы протекают в разуме и сознание режиссера, и с какими демонами приходится ему бороться, какого колоссального внутреннего напряжения стоит весь это, так называемый, творческий процесс. Я говорю «так называемый», потому что, по моему, а, от части, даже в чем-то мистический. Необъяснимый — это уж точно. Недаром в самом конце фильма, когда Хичкок произносит: » О чем будет мой следующий фильм, я еще не знаю» — на плечо ему садится ворон. И таких очень ярких аллюзий полон весь фильм. Режиссер использует актеров, как инструменты, позволяющие ему воплотить в реальность то, что рождается в его подсознании. Может быть, даже для того, чтобы избавиться, хотя бы на время, от собственных демонов. Но точно так же и актеры используют режиссера для того, чтобы пройти по тропе неведомого, потому что без него они собьются с пути и придут не туда, куда следовало.

Актеры в фильме просто великолепны. Ну, о Энтони Хопкинсе и Хелен Мирен и говорит нечего — это профессионалы высочайшего класса. Хопкинс настолько слился с образом Хичкока, что, глядя на него, не видишь за этим образом никого другого — ни самого актера, ни великого и ужасного Ганибала Лектора, который давно уже стал для актера визитной карточкой. Нет, в этом фильме Хопкинс — это только Хичкок и никто другой! Бесподобна сцена, когда Хичкок, стоя у дверей кинозала, в котором идет премьерный показ «Психо», вдохновенно размахивая руками, будто дирижирует эмоциями зрителей, наблюдающих в этот самый момент за сценой убийства в душе. Ну, а Хелен Мирен, просто хороша, как всегда и везде. Удивила меня Скарлет Йохансон, которой, в кои-то веки, удалось наконец не просто покрасоваться на экране, а сыграть настоящую роль. И, более того,  сыграть хорошо.

Фильм необыкновенно эмоциональный, яркий, выразительный и, как это не странно, захватывающий. В чудаковатого толстяка и его невротическую жену просто невозможно не влюбиться. И, честно говоря, совершенно без разницы, так ли все было на самом деле во время съемок «Психо» или же это только вымысел сценариста и режиссера. Главное, что я увидел именно того человека, единственного и неповторимого, который мог снять и снял «Психо». Ни у кого другого это не получилось бы.

Помните, что сделал Гас Ван Сент, когда взялся снимать ремейк «Психо»? Он один в один, буквально кадр за кадром, с тем же хронометражем переснял фильм Хичкока.

А, что ему еще оставалось делать? Он ведь не Хичкок.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.