Номер 44 / Child 44 (2014)

kinopoisk.ru

Что можно ожидать от фильма, по поводу которого закатил форменную истерику российский министр как-бы-культуры? Вкус у министра весьма своеобразный, поэтому, если он активно от чего-то отмахиваться, значит, это на самом деле вовсе и не «что-то» а «нечто». Нечто такое, что он не в состоянии понять. Министра пугает то, что он не понимает, поэтому и вид у него постоянно испуганный. мединский Тут, собственно, нечего стыдиться. Страх — нормальная человеческая реакция. А фильм «Номер 44» по-настоящему жуткий и беспросветно мрачный.

Хотя, с другой стороны, по-настоящему боятся того, что происходит на экране, только маленькие дети, еще не научившиеся проводить черту между реальностью и вымыслом, а потому вполне способные поверит в то, что динозавр, которого они видят на экране, запросто может, высадив дверь, вломиться к ним в дверь. Но, ведь, министр, вроде, уже вырос из памперсов. Или — как?

vlcsnap-00015

В любом случае, я решить посмотреть фильм вовсе не ради того, чтобы понять причину страхов министра. Министру — министрово, а мне — лишь бы фильм оказался хорошим. Поэтому определяющим для меня стало не мнение министра о фильме «Номер 44», а то, что в главной роли в нем снялся Том Харди.

vlcsnap-00030

Том Харди прет вперед как танк, с легкостью раскидывая в стороны записных «звезд». Потому как у него, в отличии от них, есть не только имя, но еще и талант. И не просто талант, а могучий талантище. Тому Харди настолько убедителен в самых разных образах, что кажется, нет такой роли, которую он не смог бы сыграть на «отлично».

vlcsnap-00029

В «Номере 44» Том Харди играет капитана МГБ Льва Демидова. Играет невероятно ярко и убедительно, избегая грубых клише и однобокостей. Действия фильма разворачиваются в 1953-м, на сломе сталинской эпохи. И, подобно эпохе, герой Харди тоже как будто находится на изломе. В нем присутствует все то, что определяется понятием «советский человек». Но при этом он еще и просто человек, с сильным характером, несгибаемой волей. Он прямолинеен, а потому не лавирует между начальниками, а, если требуется, идет напролом.

Сюжет представляет собой классический триллер. Маньяк убивает и поторошит детей вблизи железнодорожных станций. Само по себе уже жутко. А вокруг еще разлита удушающая атмосфера всеобщего недоверия, доносительства и предательства.

vlcsnap-00017

«Номер 44» — это то же «Молчание ягнят» в интерьере сталинской эпохи. А вместо Ганибала-канибала здесь сама обезумевший диктатор, все время незримо присутствующий за кадром. Находящийся при смерти сталинизм готов пожрать все, до чего способен дотянуться. Даже своих детей. В этой атмосфере вполне на месте оказывается даже Нуми Рапасе, которая, как всегда, не может изобразить более одной эмоции. Застывшее на ее лице выражение вечного ужаса на этот раз оказывается очень даже кстати. Гэри Олдмен и Винсент Кассель тоже весьма неплохи, каждый на своем месте.

vlcsnap-00028

Тем не менее, все могло бы обернуться китчем, если бы на месте Тома Хардли оказался кто-нибудь другой. Ну, скажем, Том Круз, Крис Пайн или, избави господи, какой-нибудь Брэдли Купер. Том Харди с психологической точностью прописал образ своего героя. Лев Демидов вовсе не борец с системой. Он скорее конформист, готовый приспособиться и следовать определенным правилам игры. Однако, обостренное чувство справедливости, являющееся следствием детской психологической травмы, заставляет его то и дело выходить за рамки, которые он сам же для себя назметил. Так он не может отказаться от жены, объявленной шпионкой. Не может сделать вид, что убийства детей — это несчастные случаи.

vlcsnap-00032

Что еще непременно стоит отметить, все реалии эпохи в фильме воспроизведены с предельной точностью. Возможно, специалисту и бросились бы в глаза какие-то мелкие несоответствия, но я ничего не заметил. При этом в фильме присутствуют удивительные детали, придающие ему особую достоверность. Ну, например, кто сейчас знает про детскую забаву с подкладыванием различных мелких металлических предметов под колеса проходящего поезда?

-Надо копейку положить, — говорит маньяк своей будущей жертве.

И, точно, мы в свое время, в 60-х, клали на рельсы трехкопеечные монеты и пятаки. А из пивных пробок получались отличные «ордена».

Фильм, действительно мрачный и пугающий. Главным образом за счет своей атмосферы. «Номер 44» — не историческая реконструкция, а триллер. Тем не менее, это достойное кино, а вовсе не дешевая поделка на тему «красного беспредела». В фильме нет даже намека на пропаганду. Создатели фильма всего лишь стараются быт предельно честными. И у них это получается.

vlcsnap-00024

Ну, а если кому-то хочется закрыть глаза на то, что происходило в СССР в сталинские времена, да ради бога — «Человек-муравей» уже в прокате.

А как же министерская истерика?

Ну, а что еще можно ожидать от человека, который лучшим фильмом всех времен и народов считает «Аватар»? Если бы министру показали что-нибудь из Дерека Джармена, его бы вообще удар хватил.

А обвинить в очернительстве исторического прошлого можно и «Трех мушкетеров» — кардинал Ришелье на само деле был вполне достойным человеком, искусным политиком и меценатом, а вовсе не мелким интриганом. Любое художественное произведение на историческую тему — это, по сути, фантастика. А, значит, в той или иной мере, искажает исторические детали в угоду авторскому замыслу.

Вот так.

 


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

1 comment

  1. Михаил

    Да. Классный фильм. В начале не мог отделаться от мысли — с какого бы перепугу америкосам выносить наш мусор из нашей избы? Явная заказуха! Но досмотрев понял, нет, просто классный фильм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.