Идолы

идолы

28 июля в России намечаются торжества по случаю тысячелетия смерти князя Владимира.

«Суета сует, сказал Екклизиаст, суета сует, — все суета!». Сказано это было давно, но звучит злободневно. Как послание президента Федеральному собранию.

Юбилей в честь дня рождения — это я прекрасно понимаю. Но празднование в честь дня смерти — это, на мой взгляд, нечто дикое. Это даже не язычество, а что-то запредельно-инфернальное.

А между тем, только федеральный бюджет выделил более 100 млн рублей на проведение мероприятий в европейской части страны. А сам президент, кстати, тезка усопшего, «распорядился устроить торжественный прием в честь тысячелетия смерти киевского князя Владимира». И ни где-нибудь, разумеется, а в самом Кремле. Как будто там своих призраков мало. Жуть какая… А, между тем, 400 человек будет приглашено. Пишут, что число праздничных мероприятий пришлось еще подсократить из-за того, что кризис бюджет подрубил. Иначе бы гульнули вовсю!

Это, вообще-то, как трактовать? В каком ключике? Спасибо, что бог наконец-то прибрал тебя, так, что ли?

Нет, правда, может, я чего-то не понимаю? Каким таким национальным или религиозным традициям соответствуют празднования в честь годовщины смерти? Кажется, даже в вуду такое не практикуется.

Оставив в стороне морально-нравственный облик князя — спустя тысячу с лишним лет судить об этом глупо, — и его деяния — каковые так же можно оценивать по-разному, в зависимости от занимаемой позиции, — снова зададимся вопросом: с чего вдруг? 999-летие — даже и не вспомнили. 990-летие — тоже как-то прокатило стороной. А нынче вдруг спохватились: ба, да у нас же Владимир помер! Что это, магия круглой даты или политический конформизм?

В чем смысл сего действия, вознесенного до государственных высот?

Почему с 300-тонным истуканом этого древнего князя носятся, как с писаной торбой, по всей Москве, решая, где бы его приткнуть так, чтобы он, как стыд, глаза всем резал?

Во всем этом есть что-то заматерело-языческое. Причем, такое глубинно-древнее, что и название его давно позабылось.

Вот, ведь, египтяне не отмечают как национальный праздник день погребения Тутанхамона. И не строят по этому поводу новые пирамиды.

И почему именно Владимир Святославич? А не, скажем, Вещий Олег, вполне обоснованно претендующий на имя основателя Древнерусского государства?

Почему вообще нужно торжественно отмечать годовщины чьих бы там ни было смертей? Если, конечно, это была не героическая смерть во имя Отечества. Так, опять же, не праздновать ее надо, а просто помнить о ней. Смерть, какая бы они ни была, не повод для праздничных торжеств. И не красна она даже на миру. Ведь все, что ни делается, делается во имя жизни, а не во имя смерти. А смерть — она смерть и есть. Конец всему и вечное Ничто.

Празднование годовщины смерти князя, умершего тысячу лет назад, который сначала ставил повсюду идолов, а потом сам же их валил, очень странное, но, в то же время, в высшей степени символическое действо. Великое Ничто является символом нашей эпохи, стремительно катящейся в Никуда. И когда она наконец закончится, все возрадуются. И в очередной раз примутся сносить старых идолов.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.