Ленин как арт-объект

 Часть 1.

ленин писающий

Случился как-то ленинопад. При каждом новом павшем наземь Ильиче коммунисты и депутаты хвались за сердце и принимались невнятно бормотать заклинания о разрушении памятников культуры. Потом и у нас в стране было возбуждено несколько уголовных дел из-за «осквернения памятников культуры». Если эти «куличи», что пеклись в свое время по всей большой стране, являются объектами, культуры, то что же в таком случае подразумевается под словом «культура»? Да, и вообще, следует наконец определится, что для нас определяет культуру — православие или коммунизм? А то, ведь, одно с другим, ну, никак не согласуется. Тут даже всеспасительное оруэлловское двоемыслие пасует. А, ежели в этой сюреалистической композиции присутствует еще и некая третья, а, может, и четвертая составляющая, так это вообще уже полный апофигей.

Впрочем речь сейчас — только о Ильичах.

ленин упавший

Стать объектом культуры Ленин мог одним-единственным способом — превратившись в арт-объект. Что, собственно, с ним и произошло. Со всеми вытекающими.

Ленин превратился в арт-объект не сегодня, не вчера и не неделю назад.

Назвать точную дату, когда это началось, скорее всего уже невозможно. Ленин, подобно Уорхолу, сам начал творить из себя арт-объект, когда стал не Ульяновым, а Лениным. Это примерно, как Циммерман стал вдруг Диланом. А Потом он, Ленин, а не Цимерман, забрался на броневик, словно уже зная, что ждет его впереди — и вот он уже отлит в бронзе и высечен в камне!

Вот только надысь в Питере с ним казус приключился. Прямо на броневике. Ну, тут уж ничего не поделаешь — даже с лучшими из нас случаются неприятности.

Ленин с дыркой

Хотя, может быть, на самом деле и не было никакого броневика. Может, выступая на Финляндском вокзале, Ленин стоял на ящиках, составленных один на другой. Все может быть С уверенностью никто сейчас ничего утверждать не станет. А свидетелей и архивных фото — не сохранилось. По нынешним временам фотки Ленина на броневике моментально посыпались бы в Инстаграм и Твиттер. Но, то теперь, а тогда царизм угнетал нарды и в руки им айфоны не давал. И, все равно, Ленин на броневике, это такой же несгибаемый мем, как Иисус на кресте. Что, быть может, как раз и сближает позиции Зюганова и Гундяева.

Со всей основательностью процесс превращения вождя мирового пролетариата в арт-объект был запущен после смерти Ленина.

Идея превращения мертвого тело не в мумию, как было принято у египтян, которые думали не о искусстве, а о загробном мире, а как бы в заснувшего, то есть, в псевдоживого человека, предвосхищает работы Демьена Хёрста, показавшего всему миру замаринованную в формальдегиде акулу — стоп-кадр из подводного мира.

акулачереп

Его же череп, инкрустированный бриллиантами — сущая мелочь по сравнению с возведением в центре столицы Советской Республики мраморного подобия ацтекской ритуальной пирамид, на вершине которой приносились человеческие жертвоприношения Богу Солнцу. По счастью, на вершине ленинского мавзолея в жертву никого не приносили, но, все же, было в возведении этой постройки символическое требование жертв. Или оправдание их необходимости. Было и остается по сей день.

ленин мумия

Вопреки утверждениям сторонникам захоронения тела и дела Ленина, демонстрация его любопытствующей публике, это вовсе не язычество и не идолопоклонство. Это некрореализм чистой воды. Людьми, что идут взглянуть на тело Ленина, движут вовсе не какие-то там сакральные мотивы, а элементарное любопытство, желание увидеть что-то необычное, может быть, даже запретное, табуированное. Любоваться мертвым телом в обычной жизни как-то не принято и даже неприлично. А здесь — пожалуйста. За тем же самым ходили зрители и на колесившую некогда по миру выставку Гюнтера фон Хагенса «Миры тел», на которой демонстрировались специально подготовленные и препарированные трупы людей.

фон хагенс

Не смотря на вооруженную охрану, на труп Ленина несколько раз совершалось покушение. Люди, поступавшие так, вовсе не были безумцами. Они прекрасно понимали, что убить мертвого уже невозможно. Это был перформенс. Скорее всего, необдуманный и неосознанный. Но, тем не менее, такое же демонстративное святотатство, как и Pussy Riot в Храме Христа Спасителя.

Для того, чтобы привлечь к идее внимание, ее нужно драматизировать. А для того, чтобы покончить с культом Ленина, лучше всего было бы замуровать вход в мавзолей, а стены его отдать под народное творчество. Как это было сделано с Берлинской стеной. Вот тогда бы мы воочию узрели глас народна.

 

(Продолжение следует)

 

 

 

 


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.