Кевина Смита любят все. Ну, разве что, за исключением тех, кто любит «Сумерки» и «Голодные игры». Ему блестяще удавались авторские фильмы о клерках-бездельниках и тусовщиках из супермаркета, настолько же смешные, насколько и пронзительно-грустные, почти безысходные. Его Молчаливый Боб в компании с лоботрясом Джеем стал символом поколения. Причем, не только в Штатах. Правда, мы своих Бобов и Джеев увидели лет на пятнадцать позже. Ну, так что ж, приличных супермаркетов у нас прежде тоже не было.
Подавшись в жанровое кино, Кевин Смит и здесь не смешался с общей массой мастеровитых, но более ничем не выдающихся режиссеров, готовых снимать все, что под руку подвернется. И хотя на этой стезе не все его работы были удачными, в оригинальности им отказать нельзя. Ну, а то, что у Смита получалось, было достойно самых высоких похвал. Мистико-апокалипсическая комедия «Догма» и антиклерикальный трэш-хорор «Красный Штат» стали классикой сразу после выхода на экраны. Ну, а то, что высоких официальных наград они не снискали, так виной тому все тот же кевиновский нонконформизм. Если уж он начнет что-то бичевать, так пощады не жди. А религию он, похоже, не любит очень сильно. В наши времена тотальной политкорректности ни у одного кинокритика не поднимется рука поставить высший балл фильму не просто антирелигиозному, а расковыривающему эту тему, как смердящий гнойник, от которого жизненно необходимо избавиться.
«Бивень» — это очередной эксперимент Смита в жанре классического трэш-хорора.
Сюжетно он схож со знаменитой «Человеческой многоножкой». Только в «Бивне» безумный исследователь намерен сделать из человека моржа. Однако, Кевин Смит, не был бы Кевином Смитом, если бы не внес в стандартную сюжетную схему трэш-хорора необходимые изменения, чтобы превратить его в фильм Кевина Смита.
Режиссер сделал упор на психологизм, с помощью которого вывернул всю ситуацию наизнанку. Уолласа Брайтона (Джастин Лонг), жертву безумного исследователя, Смит делает предельно неприятным, если не сказать более — отвратительным персонажем.
Это самоуверенный, самовлюбленный молодой хам, ведущий в интернете некий подкаст, в котором он высмеивает других людей, делая особый акцент на их неудачи и физические недостатки. Он считает себя пупом земли, а все прочие люди для него лишь объекты, с помощью которых он удовлетворяет собственные потребности. То есть, Брайтон — это полная противоположность смитовских тусовщиков. Брайтон не просто не испытывает никакого сочувствия к людям, которых использует, но даже не воспринимает их, как живых, чувствующих существ. У него просто нет желания сосредотачивать на этом свое внимание. Поэтому, когда Брайтон сам оказывается в беде, его страдания кажутся вполне заслуженными. Ничего не поделаешь, приятель — карма.
Главный злодей Ховард Хоу (Майкл Паркс), делающий из людей моржей, по-настоящему безумен.
Да и разве додумается до такого вменяемый человек? Но Паркс играет своего героя без надрыва и совершенно ненужной аффектации. У его безумия есть причина и действия его подчинены определенной логике. Он так же несет в себе некое кармическое проклятие, но при этом всеми силами старается от него избавиться. Ну, а то, что способ для этого Хоу выбрал весьма экстравагантный — так, сумасшедший, что возьмешь! Но, с какой стороны не посмотреть, в трактовке Кевина Смита злодей вызывает куда больше сочувствия, чем его жертва.
Разумеется, Смит рассказывает всю эту историю с изрядной долей сарказма и черного юмора. Однако мысль о воздаянии за то, что ты когда-то совершил или делаешь сейчас, причем, о воздаянии не в религиозном, а в более чем конкретном, земном плане, красной нитью прошивает всю историю. Что резко выдергивает фильм за узкие жанровые рамки.
Вторая составляющая успеха «Бивня» — это уже откровенно комедийная история о детективе Гае Лапойнте, ведущем поиски маньяка, превращающих людей в монстров. Сию роль совершенно блестяще исполнил Джонни Депп, который настолько вжился в роль, что даже в титрах обозначил себя, как Гая Лапойнта.
Фамилия у детектива французская, поскольку дело происходит в Канаде. И играет Депп эдакого гротескного француза с малость съехавшей крышей. К охоте на маньяка, которой он посвятил всю свою жизнь, Лапойнт относится, как к миссии, возложенной на него свыше. А потому, есть основание подозревать, что его одержимость так же кармического происхождения.
Ну, и, наконец, совершенно феерична финальная схватка со злом, которая словно перемещается в иное измерение только потому, что происходит под одноименную с фильмом песню «Tusk» группы «Fleetwood Mac».
Кевин Смит снял не фильм загадку — в нем не требуется ничего распутывать, искать какие-то аллюзии или скрытые смыслы. Как раз наоборот, Смит все смыслы разложил открыто, на видном месте, чтобы каждому все стало понятно. И, может быть это правильно. Потому что, если кто-то не понял, почему Брайтон так и остался моржом, ему, возможно, следует почистить собственную карму.
Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin
Tags: кино