Тихое место: Азраэль \ Azrael (2024)

Малоизвестному режиссеру И.Л.Кацу запросто удалось то, над чем уже не первый год безуспешно бьется воспетый критиками и обожаемый зрителями Роберт Эггерс. Помните его «Ведьму», «Варяга», «Маяк»? А сейчас он так и вовсе добрался до ремейка классического вампирского хоррора Мурнау, натолкав в него столько звезд, сколько под руку попалось. И все с единственной целью — снять предельно мрачный, инфернальный фильм, в котором сюжет не имел бы никакого значения, а рабочим движком была бы сама перенасыщенная злом атмосфера. Но, как не старается Эггерс, всякий раз у него вместо инфернальной готики труха получается. А Кац взял — и сделал!

Сюжет в фильме Каца, действительно, не имеет никакого значения. Мы не можем точно сказать, что происходит в фильме — нам остается лишь строить предположения о том, что за отношения связывают героев. Более того, режиссер даже не дает нам, зрителям, каких либо четких маркеров, чтобы мы смогли понять, где, собственно, происходит дело — на Земле, на другой планете или вообще в каком-то вымышленном мире. Все, что мы видим — это лишь запредельная жестокость в о всех ее проявлениях. В лесу, в каком-то палаточном городке живут полудикие люди, рвущие друг другу глотки, непонятно за что. Часть из них являются последователями какого-то культа, ключевым моментом которого являются человеческие жертвоприношения. А кроме всего прочего, по лесу бродят ужасные существа, похожие на обгоревшие до черноты человеческие трупы, которые не прочь полакомиться человеческой плотью.

В свое время Чарли Чаплин сказал, что звук убил кинематограф. Великий актер и режиссер имел в виду, что кино должно рассказывать историю, оперируя визуальными образами и используя свои, чисто визуальные приемы воздействия на зрителя. Звук же зачастую превращает фильм в движущиеся картинки, иллюстрирующие текст. Режиссер «Азраэля» решился на радикальный прием — он лишил своих героев речи. То есть, абсолютно — за весь фильм никто из персонажей не произносит ни слова. Лишь пару слов были сказаны чужаком, случайно попавший на чужую территорию- за что он тут же и поплатился. Герои фильм не давали клятвы молчания и не таятся таким образом от инопланетных фриков с ушами, как у Чебурашки — культисты раз и навсегда лишают себя голоса, перерезая голосовые связки.

Кац рискнул — и выиграл! Безголосость героев позволяет ему избежать многих вопросов со стороны зрителей. Он рассказывает всю историю через образы. Он заставляет нас сочувствовать одним героям и ненавидеть других, лишь демонстрируя их страдания.

Кацу удалось снять потрясающе мрачное кино, в котором уровень жестокости буквально зашкаливает. Но это не жестокость ради жесткости, как бывает в стандартном слэшере. Кошмарная ситуация, в которой уровень адреналина все время повышается, создается для того, чтобы вызвать ответную реакцию зрителей — заставить их мысленно переступить границу добра и зла, чтобы ощутить себя оказавшимися в Аду.

Кац снял гениальное кино. Я бы по пальцам мог перечислить фильмы, оказывающие стол сильное эмоциональное воздействие на зрителя на чисто визуальном уровне. Прежде всего, это некоторые фильмы Гая Мэддина, такие как «Клеймо на мозге» или «Осторожность», «Порождённый» Эдмунда Элиаса Мериджа и «Цветы» Фила Стивенса.

А еще в фильме есть замечательная Самар Уивинг, которой после «Азраэля» можно уже официально присвоить титул Королевы ужасов.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.