Вышедший пять лет назад испанский фильм «Платформа» про многоярусную тюрьму произвел фурор. Идея йфильма была потрясла и оригинально. Трудно было понять, почему раньше ничто подобное никому не приходило в голову. При этом еще идея блестяще сочеталась с е визуальны воплощением. Многоярусная тюрьма представляет собой аллегорию современного общества, разделенного на категории, в зависимости от уровня достатка и доступа к различным благам. Движущаяся сверху вниз платформа с едой — своеобразная визуализация системы распределения общественных благ. В теории все, вроде как. должны получать равную долью — еда на платформе одна и та же. Однако, на самом деле, обитатели верхних уровней съедают то, что им хочется, тем, кто ниже, приходится выбирать из того, что осталось. Тем, кто еще ниже, приходится рыться в объедках, чтобы найти что-то съестное. Обитатели низа так и вовсе зачастую остаются голодными. Как и в реальной жизни, обитатели тюрьмы то и дело перемещаются с одного яруса на другой — по прихоти тюремщиков. И, если внизу они ратуют за справедливое распределение еды, то, оказавшись на верху, понимают, что их устраивает существующее положение.
Вторая часть, снятая тем же самым режиссером, лишь подтвердила хорошо всем известное правило, гласящее, что сиквелы редко оказываются лучше оригинала. Не найдя никаких новых подходов к старому сюжету, режиссер пошел по пути многих производителе сиквелов — он занялся эскалацией. Тюрьма осталась прежней, принципы распределения — теми же самыми. Но стало больше действующих персонажей, которые теперь уже активно перемещаются между ярусами на платформе, больше драк до кровищи, больше насилия и жестокости. Но все это не имеет ровным счетом никакого смысла, поскольку сказать-то режиссеру все равно нечего. Стремление насильственным путем перераспределить общественные блага приводит только к еще большему насилию — собственно, это единственная вразумительная мысль, которую можно выловить в мутном потоке «Платформы 2». В остальном же фильм мало чем отличается от того, что мы уже видели в первой части. Так что. можно и не тратит время попусту.
Тут, кстати, вспоминается старый фильм «Куб», переживший несколько сиквелов. Не смотря на еще большую ограниченность возможностей для развития сюжета и вкручивания новых сущностей, чем в то же «Платформе», создатели «Кубов» всякий раз находили что-то новое, чем удавалось удивить зрителей. Ну, а ежели никаких новых идей нет… Ладно, я не Козьма Прутков, чтобы давать советы как поступить с имеющимся у тебя фонтаном.
Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin