Идеальные дни \ Perfect Days (2023)

Снятый в характерной для Вима Вендерсам плавной и неторопливой стилистике фильм о уборщике общественных туалетов в Токио.

Мужчина средних лет по имени Хираяма живет один в маленькой квартирке. Он выращивает бонсаи у себя на балконе, слушает рок 70-х на кассетах, читает классику в уцененных покетах. Обедает он на скамейке в парке под кроной огромного дерева, которое он считает своим единственным другом, и снимает его каждый день на старый пленочны фотоаппарат. Он ужинает всегда в одной и той же закусочной и заходит иногда в один и тот же бар. Все, с кем он ежедневно пересекается на своем пути, отлично знают его и его привычки.

Мы видим, как день за днем Хираяма живет, как будто выполняет один и тот же ритуал — утром встает, убирает постель, поливает бонсаи, едет на работу под песню Animals, старательно убирает туалеты, драит металлические ручки, оттирает каждое пятнышко не зеркале, обедает в тени дерева, снова драит туалеты, едет домой, заходит в закусочную, где ему, не задавая вопросов, подают то, что он ест каждый день, читает перед сном Стейнбека… Но, что удивительно, эти многочисленные повторы не утомляют, а, скорее, завораживают зрителя. Потому что, очень скоро мы начинаем понимать, что Хираяма счастлив, невероятно счастлив, быть может, намного счастливее всех нас. Он рад той жизни, которой живет, и умеет находить ежедневные маленькие радости в том, что другие бы и не заметили — в луче солнца, пробивающемся сквозь листву, в маленьком проростке деревца, из которого получится новый бонсай, в игре в крестики-нолики, которую он ведет с неизвестны посетителем одного из туалетов, оставляя листок бумаги с партией за зеркалом.

В какой-то момент в размеренную жизнь Хираямы начинают вторгаться события, которых он не ждал — напарник начинает чудить из-за неразделенной любви, приезжает сбежавшая из дома племянница, он случайно знакомится с умирающим от рака мужем хозяйки бара, в котором бывает… Все эти события, каждое по-своему, должны бы были нарушить привычный образ жизни Хираямы. Но, не смотря ни на что, он остается верен себе и своим привычкам. Более того, нам немного приоткрывается его прошлое и становится известно, что Хираяма стал тем, кто он есть не из-за превратностей судьбы, а потому что сам так решил. Он в любой момент может оставить такой образ жизни, но не делает этого. И, вовсе не потому, что ему так хочется, а потому, что так надо. Потому, что кто-то должен быть на его месте.

Хираяма — это один из столпов, на котором держится мир. Своим спокойствием и умиротворенностью, уверенностью, что все идет так, как надо, он не позволяет миру пойти вразнос и разлететься на куски.

«Идеальные дни» — прекрасный, медитативный фильм, фильм-созерцание, Он не только рассказывает чудесную историю необыкновенного человека, н и удивительным образом преображает зрителя. Делает его добрее, спокойнее, уравновешеннее. И, да будут прощены мне кажущиеся банальными слова, он учит понимать других людей, а через них и весь мир.

На мой взгляд, один из лучших фильмов Вима Вендерса, по силе эмоционального воздействия превосходящее даже его знаменитое «Небо над Берлином».


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.