Американское чтиво \ American Fiction (2023)

Главная, если не единственная причина, почему я решил посмотреть этот фильм — он попал в Оскаровский шорт-лист. Ну, и еще потому, что это абсолютно черный фильм, снятый белым режиссером. Черный фильм — это не значит, что он чернушный. И это не черная комедия. Просто все герои в нем — негры. Ну, наверное, случайно так получилось.

Главный герой, Телониус Эллисон, писатель, преподающий в каком-то институте и на первых же минутах вылетающий с работы из-за того, что он не умет ладить со студентами и травит их неполиткорректными шуточками. Надо ли говорить о том, что сам Телониус негр? Писательская картера Телониусатоже не на взлете. Агент требует от него новый роман, а он никак не может найти для него тему.

Оказавшись на бобах, Телониус уезжает в свой родной город. Но и там его не оставляют напасти — от сердечного приступа умирает сестра, матери с болезнью Альцгеймера требуется круглосуточный присмотр, брат — гей, наркоман и пластический хирург — все время крутится рядом, да еще и роман, завязавшийся вдруг с разведенной соседкой.

Телониусу позарез нужны деньги и он садится за комп. Поскольку ничего серьезного написать он не может, то пишет роман, построенный на банальнейших литературных клише и стереотипах «черной культуры», Литагент в шоке от такого финта, но Телониус настаивает, чтобы он отправил рукопись издателям. И издатели приходят в восторг от книги нового автора, каковым объявляет Телониуса агент. Кроме того, он сообщает издателям, что автор только что вышел из тюрьмы, а книг они решают назвать «Говно» — в оригинале «Fuck».

То, что затевалось как шутка, целью которой было показать, что издатели готовы издавать, а читатели, соответственно, читать любое говно, внезапно выходит из-под контроля. Телониус получает аванс, какой ему никогда прежде даже и не снился. книга издается огромным тиражом. Получает восторженные отзывы критиков и престижные литературные премии. Голливуд жаждет купить права на экранизацию.

Собственно, на этом все и заканчивается. Концовка повисает в воздухе. Телониус, писавший всегда серьезную литературу, вроде как, раздавлен, но при этом доволен, что у него теперь достаточно денег, чтобы решить все свои проблемы.

Фильм не то, чтобы плохой, но очень слабенький. С какого перепугу он попал на Оскара, совершенно непонятно. Для режиссера Корда Джефферсона это первый фильм, поэтому неуверенная работа вполне понятна и даже простительно. Он с самого начала выкладывает нам главную идею — торжество кича над настоящей культурой. А теперь, говорит, я буду вам этот тезис доказывать. А чего доказывать-то, мы и так верим. Но он все равно доказывает, только каким-то очень странным образом. Многочисленные сюжетные линии и герои постоянно расползаются в стороны, как тесто из непропеченного пирога, а режиссер все пытается собрать их вместе. Временами его даже жалко становится.

Фильм получился совершен невнятный. Это не комедия, потому что там нет ничего смешного, и не драма, поскольку драматические линии скользят, как масло по горячей сковороде, чтобы только совсем исчезнуть. Хотя, сама по себе идея неплохая, и из не можно было бы сделать совсем неглупую комедию. Но режиссера все время уносит куда-то в сторону. То ли. в рассуждения о вечном, то ли в раздумья о негритянской культуре. А, может, будучи белым, он просто боялся посильнее надавить на больное, чтобы не быть обвиненным в расизме. Вот, если бы этот фильм снимал, скажем, Спайк Ли, то получилось бы совсем другое кино, по-настоящему смешное и умное. А от Корда Джефферсона мы получили точно такой же набор штампов, над которым он, вроде бы, предлагал нам посмеяться. Только не из папки «Черные братки», а из другой, на которой написано «Как снять исключительно политкорректное кино про черных».


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.