Искушение / Benedetta (2021)

Ай, да Верховен! Ай, да сукин сын!

Заморочил всем головы разговорами о лесбийской любви в монастыре. А сам, между тем, выдал высоко художественное и в высшей степени откровенное послание к человечеству на две животрепещущие темы: религия и эпидемия. И не думайте, что у нас фильм запретили из-за двух коротких и более чем целомудренно снятых сцен однополой любви. Его запретили за то, что Верховен приколачивает к позорному столбу саму религию за ее лицемерие и ханжество, а, в конечном счете, за ее полную беспомощность, проистекающую от бессмысленности. А как иначе трактовать одну из финальных сцен, в которой настоятельница монастыря сама восходит на костер?

По порядку. Прежде всего, название «Искушение» придумано нашими несостоявшимися прокатчиками. В оригинале фильм называется «Бернедетт», по имени главной героини, послушницы, а затем и аббатисы монастыря в Пеше, что в Италии. Э о реальный исторический персонаж. И, рассказывая о ней, Верховен почти не отходит от общеизвестных фактов. Он лишь по-своему расставляет акценты. В возрасте 9 лет Бернедетта была помещена в монастырь. А в 1613 году, когда ей исполнилось 23 года, Бернедетта то ли слаба рассудком стала, то ли решила всех как следует протроллить — у нее якобы начались видения, в которых она напрямую общалась с Иисусом Христом. Дальше — больше, у Бернедетты появились стигматы. Факт того, что она теперь с богом на короткой ноге стал неоспорим и Бернедетта была провозглашена аббатисой. Далее происходит еще более странная история — в 1621 году монахини нашли аббатису Бернедетту мертвой. Впрочем, очень скоро она воскресла, чувствовала себя превосходна и рассказывала всем про чудесные картины рая, где успела побывать.

В конце концов, этой историей заинтересовалась инквизиция. Бернедетта была обвинена, судя по всему, не безосновательно, в лесбийской любви, в том, чт все происходило с ней, было деянием дьявола. Но, поскольку она пользовалась огромной популярностью среди жителей Пеше, Бернедетту, ее оставили в том же монастыре, где она и жила, но поместили под строгий арест. После этого о Бернедетте известно только то, что она скончалась в возрасте 71 года от лихорадки.

История сама по себе фантастическая. Верховен же сотворил на основе ее такой коктейль из мистики, церковных догматов, слепой веры и человеческих желаний, который срабатывает не хуже коктейля Молотова. Он буквально наизнанку выворачивает жизнь католического монастыря, показывая все те страсти, что, как правило оказываются под спудом, невидимыми для сторонних наблюдателей, не погруженных ы жизнь святой обители. За внешней благочинностью скрывается все то же, без чего невозможно представить себе жизнь за стенами монастыря — любовь и ненависть, предательство и гнев, неискренность и ложь, — только все это лицемерно прикрывается словами о любви к богу. О любви там говорят постоянно, но при этом запрещают послушницам не только говорить, но даже думать об этом. И не является ли весь тот балаган, что устроила Бернедетта следствием того, что она просто хотела, чтобы ее любила, но не видела другого способа добиться любви?

Верховен камня на камне не оставляет от лживых христианских добродетелей. У него в фильме нет н одного по-настоящему безгрешного или истинно верующего персонажа. Здесь лгут все, от последней монашки до кардинала. Лгут друг другу и сами себе. Лгут так самозабвенно, что никаких сомнений не остается в том, куда может привести такая дорога лжи. Разве что только один Франциск Ассизский остается образцом добродетели. Но даже его имя церковь нещадно эксплуатирует в собственных целях.

Ну, а что касается эпидемии, то вот вам, пожалуйста, чума, свирепствующая повсюду, пока в монастыре Пеше происходят вышеописанные события. И финал фильма — это бунт, бессмысленный и беспощадный, к которому приводит страх перед смертельной болезнью и недовольство преступным бездействием властей, которые, к тому же, пытаются отнять у людей последнюю надежду — святую Бернедетту.

Пол Верховен — замечательный режиссер. Профессионал до мозга костей и одновременно тонко чувствующий художник.Невозможно представить современный кинематограф без таких фильмов, как «Плоть + Кровь», «Робокоп», «Звездный десант», «Основной инстинкт», «Вспомнить все». Каждый из них, если и не положил основу новому направлению, то, уж точно, расширил границы современного кино. Но даже на этом уровне «Бернедетта» выделяется своей художественной цельностью, тщательной проработкой и завершенностью. Этот фильм похож на яйцо Фаберже, которое можно до бесконечности крутить в руках, восхищаясь утонченностью деталей и великолепием всей формы.

Ну, а Минкульт, запретивший прокат фильма в России, исключительно наглядно продемонстрировал свой уровень культуры. Для того, чтобы признать фильм Верховена непристойным, нужно иметь представление о мировой культуре чуть-чуть пониже плинтуса и интеллект размером с маковое семечко.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.