Не состарится / Never Grow Old (2019)



Как некогда жил и процветал великий и могучий поджанр вестерна, получивший название «спагетти-вестерн», так в последние голы сложился новый поджанр — «евро-вестерн». От оригинального вестерна его отличает полное отсутствие героизации как происходящих в фильме событий в целом, так и кого-либо из персонажей в отдельности. В этих фильмах есть только негодяи и их жертвы, но нет героев, готовых прийти на помощь. Вторая отличительная черта евро-вестерна — это грязь. Грязь в этих фильмах повсюду. Прежде всего, конечно, под ногами — бурая, жидкая, никогда не просыхающая грязь, по которой приходится ходить, утопая едва ли не по щиколотку. Грязь в домах, грязь на руках, на одежде, на шкурах лошадей. Деньги и карты летят в грязь. А грязь падают убитые. Во всей это грязи просто невозможно выжить человеку с чистой душой. Души здесь такие же грязные, как дороги. Третья отличительная черта — это религиозны фундаментализм. В евро-вестерне непременно есть церковь, такая же грязная, как и все вокруг, в которой собирается группа религиозных фанатиков под водительством некого полубезумного пастора, требующего дословного соблюдения всех библейских заветов. Квинтэссенцией евро-вестерна стал безусловно выдающийся фильм Мартина Кулховена «Преисполняя», в котором все три составляющие этого поджанра доведены до совершенства. Фильм многоплановый и по-настоящему жуткий.

По тем же стопам пошел и Иван Кэвэна снявший фильм «Не состарится», прошитый очень любопытными метафорами. Фильм, между прочим, совместного производства Ирландии, Бельгии, Франции, Люксембурга и Великобритании. Главный герой фильма — ирландец Патрик, живущий с женой и детьми в неком маленьком, тонущем, как и полагается, в грязи городке, в котором заправляет, опять же, в полном соответствии с каноном, свихнувшийся пастор, закрывший все бары и бордели. Патрик, городской плотник, влачит жалкое, полунищенское существование. Все меняется в ту ночь, когда в городке появляются трое чужаков, ищущие своего бывшего подельника. Быстро сообразив, что в этом городке не так, главарь троицы открывает бар с борделем. Заведение приносит хозяину хорошие деньги. Пошли в гору дела и у Патрика — гробы для убитых в пьяных перестрелках и повешенных после этого, приносят неплохой доход. Но вот тут-то в душе у Патрика и начинаются полный разлад и достоевщина. Деньги — оно, конечно, зашибись, но не делает ли эта самая жажда денег его невольным соучастником преступлений? Развязка у всей этой истории такая, что Шекспир мог бы позавидовать.

Фильм весьма достойный, хотя и не простой для восприятия. Прежде всего, очень не просто два часа смотреть на всю эту грязь, как на дорогах, так и в душах тех, кто по ним ходят. Да и послевкусие, остающееся после просмотра фильма, приятным не назовешь. Но ведь настоящее искусство это вовсе не «Сделай-ка мне красиво!» А фильм Кэвэна еще и о том, к чему приводит погоня за деньгами. Разумеется, никто не говорит, что деньги — это плохо. Но все же…


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.