Джокер / Joker (2019)

Джокер

Хоакин Феникс — замечательный актер. Кто бы спорил! Но актерский перфекционизм пророй заводит его в такие странные проекты, что диву даешься: А зачем ему это было нужно?

Вот, к примеру, «Джокер».

Да, последние пару месяцев разве что только утюги, отключенные от сети, не верещали восторженно: Джокер! Джокер! Джокер!.. Премии, фестивали, восторги критиков… Как оказалось, это была всего лишь грамотная маркетинговая компания по продвижению фильма, который, по сути, ничего собой не представляет. Постеры, кадры, ролики, мемчики — все это было здорово. Но фильм-то — полный отстой. По всем параметрам. Как тебе такое, Хоакин Феникс?

По задумке создателей, «Джокер» должен был стать приквелом к истории суперпопулярного суперзлодея. Мы должны были увидеть становление Джокера, то, что сделало из него убийцу-психопата. Но — не сложилось. «Джокер» — фильм ни про что и ни о чем. И, что самое главное, он невыносимо скучный из-за того, что в нем нет истории, нет действий. И, чего уж греха таить, героя тоже нет. «Джокер» похож на криминальные фильмы категории «В», в которых какие-то люди бегают по свалкам, заброшенным заводам и полутемным коридорам, периодически постреливая друг в друга. Кто они такие и что вообще происходит понять решительно невозможно, поскольку сценарий писался по ходу съемок, а актеры и сами плохо понимали, кого они играли.

В «Джокере» нам показывают больного на всю голову человека. Нам ничего о нем не известно, мы просто наблюдаем его повседневную жизнь. Как будто кто-то ходит за реальным человеком и фиксирует все происходящее с ним на камеру. Мало того, что подглядывание за незнакомцем само по себе вызывает внутренне отторжение, так проблема еще и в том, что с ним ничего не происходит. Вернее, ничего такого, что могло бы вызвать хоть какую-то эмпатию со стороны зрителя. Антипатию он, кстати, тоже не вызывает — просто в силу того, что это больной человек, которому требуется лечение. Зрителям с самого начала совершенно ясно, что в конце концов у него реально снесет крышу. И когда это происходит, то не становится ни откровением, ни катарсисом. Случилось то, что неизбежно должно было случиться.

Создатели фильма решили полностью отказаться от комиксной стилистики, сделав пресловутый Готем нормальным американским городком средней руки. И это тоже стало огромной ошибкой. Снимать комикс так, чтобы казалось, что это не комикс, — все равно, что пить кофе, которое по вкусу похож на чай. Какой в этом смысл? Если мне хочется чаю, я заварю чай, а не стану экспериментировать с кофе. Избавляясь от комиксной стилистики, авторы тем самый говорят, что сейчас покажут нам реальную драму. Так, как все могло бы быть на самом деле. А это оказывается обманом. Потому как перед нами все тот же комикс, только оскопленный по самые гланды.

«Джокер» мог бы получить приз за привлечение внимания общественности к положению психически больных людей, не получающих должной медицинской помощи. И это его верхняя планка. Сравнивать «Джокера» с «Таксистом», как делают некоторые критике, все равно, что расписываться в собственной профнепригодности, отсутствии вкуса и полном непонимании что такое кино и ради чего оно снимается.

Что касается игры Хоакина Феникса. Он старается. Но что может сделать актер в отсутствии полноценного образа? В результате Феникс воссоздает только внешнюю оболочку своего персонажа, у которого нет и никогда не было ничего внутри. Гримасничание и приступы беспричинного хохота у него получаются неплохо. Но что с того, если ты не видишь своего героя, не понимаешь его. В отсутствии цельного образа герой Феникса едва ли не в каждой сцене и выглядит и ведет себя совершенно по-разному. И, чем дальше, тем сильнее его образ разваливается на кусочки, которые никак не удается собрать воедино.

Одним словом, сам фильм я считаю провальным, а работу в нем Хоакина Феникса — огромной неудачей хорошего актера. Смотреть «Джокера» не советую ни любителям комиков, ни поклонникам Хоакина Феникса… Да, вообще, давайте лучше забудем об этом фильме, как о дурном сне.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

1 comment

  1. Михаил

    да, точно. Я сходу даже не вспомню, когда последний раз при экранизации комиксов обращались к этой самой комиксной стилистике. Последенее время пошла мода все перестраивать на реалистичный лад. Например фильмы с сюжетом про происхождение героя, по своей стилистике больше напоминают автобиографические материалы или передачи Н. Дроздова )

    Даже откровенный треш из серии «пила» умудряются представить в стиле гиперреализма, отчего лично у меня он вызывает лишь тоску и уныние )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.