Брет Истон Эллис «Американский психопат»

Картинки по запросу Брет Истон Эллис "Американский психопат"

Брет Истон Эллис очень хороший писатель. Он отлично владеет словом. И неплохо играет со смыслами. Самое главное, он прекрасно понимает что и зачем он пишет. И форма его произведения, как разношенная туфля, идеально соответствует содержанию.

«Американский психопат» — это роман о поколении «яппи». Если кто помнит, в 90-х годах прошлого века в Америке появилась эдакая характерная прослоечка молодежи, видевшей смысл жизни исключительно в достижении жизненного успеха, зиждящегося на финансовом благополучии, а так же, в соответствии, как внешнему, так и внутреннему, своему успешному статусу. Роман, кстати, был опубликован в 1991 году. В настоящее время феномен «яппи» практически сошел на нет, но, тем не менее, книга не утратила актуальности. Людей, стремящихся во что бы то ни стало заполучить определенный общественный статус и соответствовать ему, чего бы это не стоило, и сегодня немало, причем в самых разных общественных группах, зачастую не имеющих прямого отношения к бизнесу. Чтобы понять, что они собой представляют, понять ход их мыслей, их стиль мышления, как раз и следует прочитать роман «Американский психопат».

«Американски психопат» — это остро сатирический роман, выворачивающий наружу психологию яппи. Герой роман Патрик Бэйтмен — типичный представитель успешных яппи. Он работает в престижной конторе на Уолл-стрит, занимающейся финансовыми делами своих клиентов, одевается в престижных магазинах, ужинает в престижных ресторанах. Друзья и знакомые делятся по тому же принципу — престижные или нет. Модные товарные бренды являются своеобразными маркерами «свой-чужой». Зачастую герои узнают друг друга не по лицам, а по тому, кто во что одет. По мнению Эллиса, психология яппи предельно проста. У них нет никакого внутреннего мира, есть только определенный набор поведенческих реакций. Они тщательно заботятся о том, как они выглядят, поэтому ходят в дорогие и, разумеется, престижные, спортзалы и солярии, и пользуются дорогой косметикой. Они одеваются в соответствии с модными каталогами и точно так же обставляют свои квартиры. По телевизору они смотрят ток-шоу, которые все обсуждают за ресторанными столиками. Вечер для них — это полет по барам и ресторанам, какой и Буковскому не снился, с кучей бухла, наркоты и девками. И все это повторяется изо дня в день: утренний туалет, ток-шоу по ТВ, спортзал, рабочий кабинет, столик в ресторан, кокаин в уборной. От тупой монотонности начинает ехать крыша. А необходимость эмоционального сброса приводит к самым диким фантазиям.

Эллису блестяще удается препарировать внутреннюю пустоту своего героя, которую не может заполнить ни алкоголь, ни наркотики, ни беспорядочный секс. Потому и выход у него лишь один — в безумие. Однако, при всех несомненных достоинствах, у романа, на мой взгляд, есть и один весьма существенный недостаток. «Американский психопат» — это история для рассказа. Эллис же делает из нее роман в, без малого, 600 страниц. Как результат — бесконечные повторы. Я уже наизусть выучил распорядок для Бэйтмена, а мне снова и снова рассказывают, как он встал. как пописал, почистил зубы, надел носки… и так до поздней ночи, когда закрывается последний ресторан и Бэйтмен отправляется домой спать. И это еще не все. Примерно 20-25 % текста составляют выдержки из модных каталогов, используя которые, автор описывает персонажей своей книги, перечисление брэндовой косметики, которой они пользуются, и описание блюд, которые они заказывают. Едва ли не каждая глава начинается с короткого дайджеста утреннего ток-шоу. Три главы — это просто рецензии на диски: Gentsis, Уитни Хьюстон и Huey Lewis and the News. Понятно, что таким образом автор выставляет на показ бездуховность и материальную вымороченность своих персонажей. Но, в какой-то момент возникает вопрос: До коле? Я-то, в отличии от них, не законченный идиот, и с первого раза понял, что это значит. В какой-то момент ловишь себя на том, что начинаешь пробегать страницы взглядом наискосок, поскольку уже знаешь, что там происходит. Ну, и в довершении всего, извращенное описание омерзительных садистских фантазий героя. Маркиз де Сад рядом с Эллисом — маленький мальчик, переживающий свои первые эротические фантазии.

Под итог. Эллис нащупал очень интересную и важную тему. С которой, к сожалению, не смог совладать. «Американский психопат» нельзя назвать посредственным романом. Но это средний текст, от которого не стоит ожидать никаких откровений. Ну, и лично мне не нравится, когда мне, как умственно отсталому, двадцать раз повторяют одно и то же. Фильм «Американский психопат», на мой взгляд, получился куда лучше и содержательнее оригинала. Именно потому, что там, в силу особенностей жанра, избавились от всех этих набивающих оскомину повторов. Фактически, создатели фильма сделали то, что должен был сделать сам Эллис — превратили роман в рассказ.

Для сравнения, два отрывка текста.

«На мне костюм из чесучевой шерсти в мелкий узор «штрихи мелом» от DeRigueur (дизайн Schoeneman), хлопчатобумажная рубашка от Bill Blass, шелковый галстук от Savoy, и хлопчатобумажный носовой платок от Ashear Bross.»

«Там, где была природа и земля, жизнь и вода, я вижу бесконечный пустынный ландшафт, напоминающий кратер, до такой степени лишенный смысла, света и души, что мозг не способен понять его ни на каком уровне сознания, и если подойти слишком близко, то мозг бунтует, не в состоянии его воспринять.»

Как будто два разных человека написали.

Картинки по запросу Брет Истон Эллис

Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.