Одержимость / Whiplash (2014)

kinopoisk.ru

Сюжет этого фильма удивительно прост, а потому универсален. Он не просто подходит к любому случаю или жизненной ситуации — он определяет едва ли не самый главный, ключевой момент человеческих взаимоотношений.
В фильме два главных героя. Фактически, их всего двое. Все остальные — действующие лица, необходимые для создания мизансцен. Эндрю (Майлз Теллер) — студент консерватории, занимающийся по классу барабанов, и Флетчер (Джей.Кей. Симмонс) — преподаватель, в оркестр которого все мечтают попасть. Отличительная черта обоих — абсолютная сосредоточенность на том, что он делает, полна самоотдача, граничащая с фанатизмом. Эндрю мечтает стать лучшим джазовым барабанщиком. Флетчер мечтает найти среди своих учеников истинного гения. Столкновение лоб в лоб этих двух фанатиков дает искру, которая может оказаться причиной пожара.

vlcsnap-2015-01-22-05h23m28s26
Флетчер абсолютно беспощаден как к себе самому, так и к ученикам. Его метод преподавания можно назвать музыкальным дао. Он не объясняет ученикам, как следует играть — Флетчер создает ситуации, когда ученик сам должен понять, что от него требуется. Но созданные Флетчером коаны невозможно решить с помощью обычной логики — чтобы постичь их суть, нужно достичь просветления. То бишь, блеснуть гениальностью. А чтобы помочь своим ученикам, Флетчер поступает точно так же, как делали буддистские монахи, лупившие своих учеников палками, да и вообще, чем под руку подвернется. Флетчер может швырнуть в ученика стул, может наорать на него, может на концерте заставит играть без нот незнакомую композицию. Он способен буквально на все что угодно, только ради того, чтобы заставить ученика сначала понять грань своих возможностей, а затем и шагнуть за них. И его совершенно не беспокоит то, что кто-то окажется слишком слаб для такого испытания и может сломаться. Его не интересуют те, кто не способны достичь просветления.

vlcsnap-2015-01-22-04h49m47s19
Фильм — абсолютный шедевр. Вся интрига держится на взаимоотношениях Эндрю и Флетчера, которые с самой первой их встречи захватывают настолько, что от происходящего экрана невозможно отвести взгляд. А дыхание порой перехватывает так, как не случается на просмотре самого крутого триллера. Понятно, что эти двое ходят по краю и каждый в любой момент может сорваться. Потому что ни один не намерен уступать другому в степени одержимости и фанатизма. Флетчер будет снова и снова бить Эндрю по лбу свои монашеским посохом, чтобы заставить наконец постичь смысл дао, а Эндрю будет вытирать кровь со лба и снова подставлять его под удары, потому что он тоже хочет достичь просветления.

vlcsnap-2015-01-22-05h23m50s6
Актерская игра этого дуэта великолепна. Теллера абсолютно убедителен в роли начинающего музыканта, для которого существует только один выбор — быть самым лучшим. Что значит — стать гением. Никаких компромиссов он не приемлет. Но актерская работа Симмонса — это просто высший пилотаж. Он играет глазами, голосом, движением пальцев — всем телом, буквально каждым своим нервом. Даже когда он внешне спокоен, внутри у него чувствуется туго натянутая струна. Он все время на взводе, в любую секунду готов взорваться. Он столь же, как и Эндрю, бескомпромиссен. Но при этом у него есть то, чего у Эндрю — опыт и понимание.

vlcsnap-2015-01-22-05h13m12s19
Фильм снял по собственному сценарию Дэмьен Шазелл. Для него это всего лишь второй полнометражный фильм. Первый «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» так же был посвящен музыке, но до наших экранов он до сих пор не добрался, ни в каком виде. По всей видимости, музыка является для режиссера своеобразной, удобной в обращении метафорой, за которой стоит сама жизнь. А, значит, человек, постигающий смысл музыки, понимает и смысл жизни.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.