Габриэль Гарсиа Маркес

Маркеса17 апреля в возрасте 87 лет умер Габриэль Гарсиа Маркес.

Нам, тем, кто родился еще в СССР, дико повезло, что Маркес считался у нас тогда прогрессивным писателем, бичующим пороки капитализма. Потому что, благодаря этому, мы имели возможность прочитать и «Сто лет одиночества», и «Полковнику никто не пишет», и «Осень патриарха», и «Историю объявленной смерти». Достать их было, разумеется, не просто — а без проблем в СССР можно было получить только значок ГТО, — но, при желании, можно.

Книги должны приходить к читателю в свое время, а не с опозданием в полтора-два-три десятка лет, как случилось с теми, которым не удалось проскользнуть за «железный занавес». Книга соответствует своему времени, как и музыка. Позже книги можно перечитывать, а музыку переслушивать. С не меньшим удовольствием, чем в самый первый раз. Но этот самый первый раз должен непременно случиться в свое время. Сейчас Маркес — это уже история. Это — неоспоримый классик. Один из столпов мировой литературы. А во второй половине 20-го века он был новым для нас латиноамериканским автором. О творчестве которого можно и просто необходимо было спорить. Потому что освоить его сходу было почти невозможно. С первого прочтения Маркес ошеломлял — это точно. Он будоражил воображение и смешивал мысли. Но, для того, чтобы осознать до конца всю ту силу и мощь, что была заключена в его прозе, достигнуть глубин ее восприятия, необходимо было возвращаться к его книгам снова и снова.

Для меня первым знакомством с Маркесом стал рассказ «Очень старый господин с огромными крыльями», опубликованный в журнале «Вокруг света». У Рэя Брэдбери есть рассказ «Дядя Эйнар», тоже про человека с крыльями. Но, если рассказ Брэдбери полон оптимизма, то история, поведанная Маркерском, глубоко трагична. Как трагично все его творчество. У Маркеса гибнут не только герои, но гибнет вера, любовь и надежда. Причем, как правило, это не мгновенная гибель, а жуткое, медленное, растянутое во времени угасание. Как убийство в «Истории объявленной смерти». Все происходит, как в дурном, бредовом сне, когда понимаешь,что нужно что-то делать, но ноги вязнут в песке, а руки, будто ватные, не могут ничего удержать.

Но, как не странно, именно эта трагичная предопределенность, является у Маркеса тем самым стимулом, который заставляет двигаться вперед. Двигаться дальше. Двигаться — не смотря ни на что. Двигаться, преодолевая немощь. Переставлять, не останавливаясь, ноги, как полковник, которому никто не пишет.

Потому, что останавливаться бессмысленно.

Потому, что впереди всех нас ждет одно и то же.

Великая Пустота.

А, раз так, будем продолжать двигаться.

Потому, что только так можно опередить неизбежность.

Маркесу ведь это удалось.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.