Прежде всего, это просто замечательно, что на этот раз никто не стал менять название. Потому как, это именно «Второй акт» и ничто другое.
В прошлом году гений французского абсурда, подавшегося в сюрреализм, Квентин Дюпье снял фильм о гении испанского сюрреализма «Даааааали!». Сбжет фильма очень простой — начинающая журналистка хочет взять интервью у самого Сальвадора Дали. Сам Дали тоже не против встретиться и поговорить с ней. Но различные внешние обстоятельства постоянно мешают им осуществить этот проект. Вокруг этой истории строится весь фильм, представляющий собой сюрреалистический выверт реальности. Основная реальность, ну, или то, что мы привыкли считать реальностью, постоянно подменяется псевдореальностью, созданной СМИ, которая, в свою очередь, становится реальностью и вновь подменяется чьей-то фантазией, выдаваемой за реальность. И так без конца. Вернее, до тех пор, пока невозможно становится понять, где реальность, а где поделка. И все, что остается — только наугад выбрать то, что ты согласен принимать, как реальность.
«Второй акт» — это на самом деле вторая часть фильма «Даааааали!». Сюжетно фильмы никак не связаны друг с другом, но во «Втором акте» Дюпь пытается еще сильнее раздвинуть рамки той псевдореальности, что он обозначил в «Даааааали!». Мы как будто присутствуем на съемках некоего фильма. Но съемочная группа остается за кадром и мы видим только артистов. Артисты обмениваются репликами из сценария, потом обсуждают их и игру своих партнеров, затем переходят на какие-то бытовые темы, вроде как, не имеющие отношения к фильму — все для того, чтобы снова вернуться к сценарному диалогу. Все как в «Даааааали!», только уровень неопределенности еще выше. К действиям основных героев подключаются другие люди, которые то ли случайные встречные, то ли эпизодические персонажи фильма.
Дюпье удается основательно запутать зрителя. Но при этом история не выходит на некий более высокий уровень. Перед нами всего лишь забавная логическая игра «Попытайтесь угадать настоящее» — и не более того. Не могу сказать, что «Второй акт» самый плохой фильм Дюпье, поскольку он в принципе не снимает плохие фильмы, но самый простой и незамысловатый — это точно. Тем более, что подобная игра придумана не самим Дюпье — задолго до него ее предлагали своим зрителям такой мастер как Луис Бунюэль. И у него это получалось значительно лучше, потому как Бунюэль морочил головы зрителям не просто так, ради забавы, а чтобы заставить их выглянуть за рамки реальности, сделать шаг в иное измерение.
Уверен, что Дюпье тоже ставил перед собой какую-то сверхзадачу. Но с «Вторым актом» он, как мне кажется, промахнулся.
Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin