Мейер Лански / Lansky (2021)

Итак, Мейер Лански. Родившийся под Гродно выходец из России, урожденный Мейер Суховляньский, ставший одной из ведущих фигур в так называемом Национальном Преступном Синдикате США.

Американцы любят снимать фильмы про гангстеров, которые порой становятся едва ли не национальными героями. Достаточно вспомнить хотя бы «Крестного отца». В котором, кстати, Лански стал прототипом Хаймана Рота. Но «Мейер Лански» — это не «героическое фэнтези» в духе «Крестного отца», а попытка рассказать реальную историю одной из значимых фигур в мире гангстеров. И попытка, на мой взгляд, очень удачная. Не идущая ни в какие сравнения с недавним провальным «Капоне», хотя там на главную роль подписался сам Том Харди. Ну, а в «Мейере Лански» есть Харви Кейтель, который и в свои 82 многим нынешним молодым сто очков вперед даст. А уж сколько он гангстеров переиграл за свою долгую актерскую карьеру — и не сосчитать!

Однако, главное достоинство фильма — очень интересный и толково сделанный сценарий. Кстати, сценарист и режиссер здесь, как часто случается, одно и то же лицо, Итан Роквей, для которого «Мейер Лански» стал всего лишь вторым полнометражным фильмом. В связи с яем, я тут же откопал его предыдущий фильм «Заброшенные».

Фильм начинается с событий начала 80 годов прошлого века. Когда умирающий от рака Лански решает рассказать свою историю с писателем, который хочет написать его биографию. То есть, все, ч о мы узнаем о жизни и деятельности Лански, мы узнаем из его собственных уст. А это значит, что нам еще следует подумать, чему верить, а чему — нет. Человек, рассказывающий о себе, непременно пристрастен, а, кроме того, и возраст заставляет видеть многие события в ином свете. При каждой встрече Лански выдает писателю очередной блок информации, а между делом они беседуют на разные отвлеченные темы. Таким образом, история Мейера Лански предстает перед нами в виде небольших эпизодов, но при этом, благодаря необычной манере подачи, не возникает ощущения фрагментарности, что нередко случается, когда режиссер пытается последовательно затолкать историю человеческой жизни в двухчасовой формат фильма.

Помимо криминальной деятельности Лански в фильме уделено внимание таким любопытным моментам его биографии, как устроенный мафией разгром профашистского движения в Нью-Йорке, борьба с нацистскими диверсантами в годы Второй мировой войны и значительная помощь, как финансовая, так и политическая, оказанная гангстерами после войны тогда еще только становящемуся на ноги государству Израиль.

Однако, сюжет фильма не ограничивается только историей Мейера Лански. ФБР было уверено, что у Лански припрятано на черный день что-то около 300 миллионов долларов. Вот только найти их никак не удавалось. Поэтому ФБР заключило договор с писателем, чтобы он вытягивал у Лански необходимую им информацию. Но Лански не был бы Лански, если бы не узнал об этой затее. И теперь беседы старого гангстера с молодым писателем становятся похожими на интеллектуальную дуэль, в которой сказанное слово может означать совсем не то, что оно действительно значит.

Режиссер старательно избегает однозначных оценок, типа «хороший-плохой», что заставляет зрителя внимательно присматриваться к происходящему. Ну, а вывод, к которому режиссер и сценарист подводит нас в самом конце, так и вовсе способен вызвать недоумение. Но это-то как раз и хорошо! В кои-то веки мы получили достойный гангстерский фильм. Жесткий, серьезный и беспристрастный. Я бы даже рискнул сказать, что «Мейер Лански» превосходит не только «Капоне» с Томом Харли, но и «Ирландца» Скорцезе. Хотя, конечно, это только мое мнение.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.