Великая / The Great (2020)

Жанр вымышленной биографии великих людей придумал, а, может, правильнее сказать, изобрел, гениальный английский кинорежиссер Кен Рассел. Если я и ошибаюсь, и кто-то еще до Рассела снимал подобные фильмы, то, все равно, именно он довел этот жанр до совершенство, точно обозначив рамки допустимого, что можно, а что нельзя делать с биографиями знаменитостей. Рассел решил, что можно делать все, что угодно. Именно так он и поступал: брал какие-то самые общие моменты из реальной биографии интересующего его персонажа и, отталкиваясь от них, придумывал все остальное. Получалось нечто невообразимое, совершенно фантастическое, захватывающее, ни на что не похожее кино, пронизанное сотней аллюзий и имеющее десятки подтекстов. В фильмографии Кена Рассела вымышленные биографии таких исторических персонажей, как Густов Малер и Петр Чайковский, Анри Годье и Айседора Дункан, Рудольфо Валентино и Ури Геллер, Оскар Уайльд и Перси Бише Шелли, Клод Дебюсси и Анри Руссо, ну и, конечно же, Ференц Лист и Рихард Вагнер — кто же ни видел его знаменитую, безумно-сюрреалистическую «Листоманию»!

После долгого вступления, переходим непосредственно к заявленной теме. Сериал «Великая» является такой же вымышленной биографией, как и фильмы Кена Рассела. Речь в нем идет о Екатерине II, в ту пору, когда она еще была замужем за Петром III. Юная Екатерина пока только вынашивает планы убийства своего мужа, чтобы занять русский престол. Замышляется сей госпереворот с самыми лучшими целями — прогрессивная иностранка, в голове которой так и бродят европейские идеи шокирована царящей в России беспросветной дикостью и мечтает о реформах, которые вытянут теперь уже ее страну из болота средневекового мрака и направят на путь поступательного развития. Чтобы вплотную заняться этим, остается только дождаться, когда муж отдаст концы. Ну, или же как-то поспособствовать этому.

Это роскошный кич, блестящий сюр, точно бьющая не в бровь, а в глаз сатира, но ни в коем разе не клюква. Создатели фильма прекрасно понимают, чего они хотят и что делают, поэтому не стоит обвинять их в невежестве из-за того,что Петр III то и дело заявляет, что он сын Петра I, а при дворе у него полно титулованных негров и индусов с русскими дворянскими фамилиями. Все это является частью игры, целью которой является завалить зрителя связанными с Россией расхожими штампами: водка, медведи, битье бокалов. Именно за счет этого дичайшего перебора как раз и создается комедийный эффект.

-Чернобыльский девичий хор!
-Они светятся!
При этом девицы из Чернобыля поют: «Но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней!»
Этим просто невозможно не умилиться.
Равно как и «Вставай страна огромная», звучащей в преддверии росийско-шведских мирных переговоров.

Однако, комедия — это только самый верхний слой пирога под названием «Великая». Сериал можно рассматривать, например, как притчу о человеке, стремящемся к переменам, и о тех трудностях, которые он непременно встретит на своем пути. А можно и как трагикомедию о судьбе женщины, вышедшей замуж не по любви. Можно еще десятком-другим самых разных способов — кому что ближе.

Мне, например, кажется, что «Великая» очень точно прошлась по всем болевым точкам России, существующим и по сей день, которые не позволят ей стать по-настоящему великой. Это и ставшее уже притчей во языцах пренебрежительное отношение правителей всех рангов и мастей к жизням своих подданных (вас 2 миллиона, нас 30 — положим 4 и вам кирдык!), и упорное нежелание давать людям образование, поскольку необразованными проще править, и дичайшая некомпетентность тех, кто принимает ответственные решения, и жуткое бескультурье, и ни на чем не основанная тупая убежденность в свей правоте… Перечислять можно долго. Причем, российским зрителям это понятно лучше, чем иностранным, которым милее водка и мишки. Для нас же это повседневная жизнь. Честное слово, при просмотре сериала у меня то и дело возникала безумная мысль, что все это дикий стеб — кто-то намеренно показывает нам нашу нынешнюю жизнь, замаскировав ее под времена Екатерины. Хотя, нет, это, наверное, уже через чур. Однако, отношения между Петром и Екатериной, эта бесконечные любовь и ненависть, очень похожи на отношения России и Запада

Власть, как известно, развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Власть уродует не только тех, кто отчаянно за нее цепляется, но и тех, кто крутится поблизости, надеясь извлечь из этой близости, да и извлекая, конечно же, немалую для себя пользу. В общем, власть — это та еще зараза, похуже любого короновирусу. Поэтому лучше держаться от нее в стороне — соблюдать социальную дистанцию. По-моему, в этом и заключается основная мысль сериала. Для нас сегодня особенно актуальная.

Ну, и наконец, фильм просто отлично снят. Актеры — великолепны. А костюмы — отдельный восторг. Так, Николас Холт, исполняющий роль Петра, когда не ходит абсолютно голым, одет то в классную серо-черную худи, то в кожаные штаны, как у Джима Моррисона.

Смотреть — непременно стоит.Только спокойно и не предвзято. Просто получайте удовольствие. Кто знает, а вдруг хотя бы с помощью других нам наконец-то удастся разобраться в себе. Со стороны-то оно, как известно, виднее.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.