Бархатная бензопила / Velvet Buzzsaw (2019)

«Бархатная бензопила». Одно название заставляет хотя бы ненадолго притормозить и задуматься. Каждому о своем. Потому что, о чем еще можно подумать, услышав название «Бархатная пила»? «Бархатная бензопила» — это отнюдь не внешний раздражающий фактор, а что-то эндакое, что сидит внутри. И не просто сидит, а постоянно свербит, на давая успокоиться. Если она, конечно, есть. Нет — ну, что поделать, каждому свое. Одним словом, «Бархатная бензопила» — очень интересный образ, вызывающий множество самых разных ассоциаций. Ни одна из которых, скорее всего, не окажется верной. 

Фильм «Бархатная бензопила» — экзистенциальная драма, мастерски завуалированная под фильм ужасов, со всей сопутствующей атрибутикой: оторванные руки, сводящие с ума видения, призраки, вылезающие из картин Кстати, даже если рассматривать фильм исключительно с точки зрения жанрового кино, в нем есть ряд нестандартных, но абсолютно точно укладывающихся  в жанровую стилистику, ходов, какие лично мне прежде видеть не доводилось. Снял фильм Дэн Гилрой, пять лет назад наповал сразивший всех своим «Стрингером». Из которого, кстати, в «Бархатную бензопилу» мигрировал замечательный дуэт Джека Джилленхола и Рене Руссо, блестяще сумевший разыграть в обоих фильмах одну и ту же классическую связку «любовь-ненависть». А в «Бархатной бензопиле» Джилленхол отвечает еще и за черный юмор.

Действия «Бархатной бензопилы» разворачивается в среде торговцев произведениями современного искусства. Сами художники в фильме так же присутствуют (небольшая но, необычайно выразительная роль Джона Малковича, которому так же доверили поставить финальную точку, а, может быть, многоточие, или даже вопросительный знак?..) но они сознательно вытеснены на периферию. С точки зрения продавцов и критиков, это они создают искусство, а художники — лишь инструменты в их умелых руках. В этой среде нет таких понятий, как честь,  достоинство и совесть, здесь не бывает друзей, здесь каждый думает только о себе и о своей выгоде, ради которой готов почти буквально шагать по трупам. Разумеется, ситуация в значительной степени утрирована. Но это ведь не «Волк с Уолл-Стрит». Создатели «Бархатной бензопилы» не ставили перед собой цели вскрыть всю подноготную бизнеса на произведениях искусства. Они  задумали копнуть глубже — порассуждать о самой природе творчества. И использовали для этого те средства. которые сочли нужными.

Использовал, надо сказать, мастерски. Помимо отлично прописанных образов, каждый из которых не просто устоявшийся архетип, а целый клубок комплексов, намотанных друг на друга так плотно, что и не разобрать, где один переходит в дугой, и замечательных актеров, сумевших все это воплотить в жизнь, фильм необыкновенно выразителен в визуальном плане. Создатели фильма с вызывающим киноманский восторг мастерством используют самые разнообразные визуальные средства воздействия на зрителя. Компьютерная графика сведена к необходимому минимуму — ну,  куда без нее денешься в современном ужастике? — в основном же это игра с формой, светом, ракурсами и оптикой. Каждая сцена вписывается в свое, тщательно продуманное, визуальное пространство. Что превращает сам фильм в подобие тех арт-объектов, которыми торгуют его персонажи.

Ну, а теперь, после всего сказанного, можно, наконец, сказать пару слов и о сюжете. Работница арт-галереи находит в квартире своего внезапно умершего соседа, с которым она даже не была знакома, целую кучу живописных полотен. Сам жилец велел перед смертью их уничтожить, и домовладелец, считая все это никому не нужным хламом, намеревался выполнить волю почившего. Вокруг этих самых картин и разгораются нешуточные страсти. Основная причина которых в том, что картины никому не известного художник оказывают на зрителя мощное эмоциональное воздействие, способное трансформироваться в физическую форму.

Казалось бы, особой оригинальностью такой сюжет не блещет. Но, весь фокус в том, что создатели фильма не сводят всю историю к этому сюжетному узлу, как поступили бы создатели  банального ужастика, для которых конечной целью стало бы докопаться до личности создателя картин и понимания того, как избавиться от проклятия. В «Бархатной бензопиле» история с загадочными картинами — это лишь повод для того, чтобы начать разговор о том, что такое искусство? В чем его предназначение? Каков его смысл? Именно поэтому самым запоминающимся становится едва ли не самый простой в визуальном смысле, но при этом неимоверно сложный в плане интерпретации, образ, намеренно выведенный в самом конце, уже под финальные титры: художник, рисующий палкой на песке. 


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.