Литература в школе

%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b0

Из сегодняшнего интервью президент Российской академии образования (честно говоря, понятия не имею, что это за организация такая, но звучит солидно) Людмилы Вербицкой агентству «Москва»:

«Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Л.Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины.»

«Я считаю, что в курс школьной программы должны входить произведения духовной литературы, но нужно решить, какие именно. Библию, думаю, каждый должен прочесть.»

Сопоставляя эти две цитаты, можно сделать следующие выводы:

1.Г-жа Вербицкая считает что Библия, в отличии от книг Толстого и Достоевского, — это произведение неглубокое, нефилософское, без серьезных рассуждений на разные темы. Ну, то есть такое легкое чтиво, которое запросто проглотит школьник, которому «Война и мир» и «Идиотом» не по зубам. Очень серьезное заявление.

2. Рискну предположить, что г-жа Вербицкая сама знакома с Библией только понаслышке, если советует данное произведениешкольникам для чтения. Хочется напомнить, что Библия изобилует сценами насилия и массовых убийств, а так же сценами секса, далеко не всегда традиционного. Библия — это, мало того, что взрослая книга, но еще и книга для очень хорошо подготовленного читателя.

3. К примеру, было бы интересно, как г-жа Вербицкая объясняла бы детям, за что Бог сжег дотла Содом и Гоморру? И как после этого проводил время праведник Лот со своими дочерьми? Кроме того, лично мне кажется, что детям куда полезнее попытаться понять мятущиеся души Раскольникова и князя Мышкина, нежели вникать в причины и следствия библейского инцеста.

4. Вообще, как мне кажется, настоящее чтение — это преодоление некого сопротивления текста. Если плывешь по тексту, как по тихой речке в каноэ, то и не останется после такого путешествия ничего. Запоминаются пороги, волоки и перекаты. Детям необходимо давать читать сложные тексты, потому, что простые они потом и сами прочтут. А, ежели что трудно понять, так для того и есть учитель, чтобы объяснять и растолковывать.

5. Кстати, из Библии детям тоже можно кое-что прочитать. Только очень выборочно. Например, «Книгу Екклизиаста» (моя любимая книга Библии) или «Книгу притчей Соломоновых».

6. А из школьной программы по литературе, действительно, стоит кое-что исключить. Но только не по причине чрезмерной сложности и философичности, а по причине низкого литературного качества текстов. Я бы, например, не дрогнувшей рукой вычеркнул рукой вычеркнул Гайдара и Горького.

7. Да, и еще, очень хочется напомнить, что духовность и религиозность — это далеко не одно и то же.

8. Все.

 

 


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.