Зильс-Мария / Clouds of Sils Maria (2014)

kinopoisk.ru

Фильм Оливье Ассайаса «Зильс-Мария» очень похож на не так давно нашумевшего «Бердмена». Причем, не только по ключевой идее, но от части и по способу ее воплощения в жизнь. Ассайас столь же беспощаден к зрителю, как и Иньярриту. Он не дает ему никаких подсказок или даже полунамеков, которые могли бы понять разобраться в том, что происходит на экране. Зритель должен сам внимательно наблюдать за тем, что происходит, анализировать и делать выводы. Скорее всего, выводы у каждого окажутся свои. Поскольку все в этом фильме в высшей степени неопределенно и неоднозначно. Одним словом, «Зильс-Мария» — это фильм не под поп-корн.

vlcsnap-2015-05-04-04h25m44s203
Если снимать только первый, украшенный розочками слой с этого восхитительного пирога, то «Зильс-Мария» — это фильм о театре. Об удивительном мире, который околдовывает каждого, кто в него попадает, где возможно все, даже самое невозможное. Пересказать сам сюжет довольно сложно. Почти невозможно. Потому что любой пересказ будет неточен и не до конца верен. Главная героиня, знаменитая актриса Мария Индерс (Жюльет Бинош) готовится к участию в пьесе, роль в которой много лет назад сделал ее звездой. Только теперь она должна сыграть в ней другого персонажа, не полную противоположность тому, что она играла прежде, а, скорее, его зеркальное отражение. Со своей секретаршей Валентайн (Кристин Стюарт) она уединяется в высокогорном швейцарском поместье «Зильс-Мария», чтобы в тишине и покое поработать над ролью.

vlcsnap-2015-05-04-04h20m44s015
Но, какое там! Тут-то и начинается полный сюрреализм. Мария с Валентай то проговаривают фрагменты пьесы, то просто обсуждают что-то между собой. И все это без каких-либо переходов, сплошным потоком. Так что, зрителю приходится самому решать, где заканчиваются реплики из пьесы, и где начинаются слова самих героев. И, чем дальше, тем сложнее становится понять, в какой момент Мария с Валентайн играют, а в какой живут своей жизнью. Пьеса фантастическим образом наслаивается на реальность, постепенно скрывая под собой действительность, подменяя ее некой неопределенностью. Образным выражением происходящего служит любопытное природное явление, именуемое Змеей Малоя — облака, плотным слоем сползают через горный перевал в долину и скрывают все под собой. «Змея Малоя» — это и название пьесы, к участию в которой готовится Мария.

vlcsnap-2015-05-04-05h15m00s359
В конце концов, Валентайн исчезает, как одна из героинь пьесы. Исчезает не каким-то таинственным образом, а просто исчезает. Как будто ее никогда и не было.
К фильму можно подходить с самых разных позиций. Рассматривать его с самых разных точек зрения. Его неоднозначность вызывает восторг подобный тому, когда ты впервые узнаешь, что Вселенная бесконечна, а время — всего лишь физическая величина. Но уже сама загадочная атмосфера, в которую фильм погружает зрителя, стоит того, чтобы его посмотреть. Что же на само деле произошло в «Зильс-Марии» — об этом зрителю придется судить самому.

vlcsnap-2015-05-04-05h04m56s218

И Оливье Ассайас сделал все возможное для того, чтобы эта работа не показалась слишком простой.
На мой же взгляд «Зильс-Марии» — это великолепная демонстрация процесса взаимопроникновения мира реального и придуманного кем-то мира. Что возможно только в том случае, когда воображаемый мир создается гением, подобным Мельхиору, написавшему пьесу «Змея Малоя».

vlcsnap-2015-05-04-05h54m13s843
Ну, и, наконец, фильм уже в который раз заставляет задуматься над вопросом всех вопросов: Насколько реально то, что мы считаем реальностью?
Кстати, совершено непонятно, почему отечественные прокатчики решили обрубить название фильма, которое в оригинале звучит куда как более интригующе — «Облака Зильс-Марии».


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.