Прощай, речь / Adieu au langage (2014)

kinopoisk.ru

Новый фильм Годара «Прощай, речь», по сути, является несколько упрощенным вариантом его предыдущего фильма «Фильм-социализм». Он не так труден для восприятия, поскольку градус интеллектуального напряжения в нем заметно снижен. Число аллюзий, параллелей и количество цитат уменьшено до минимума, без которого вообще не осталось бы никакого смысла. По всей видимости, режиссеру очень хотелось донести свои мысли до максимального числа зрителей. И он очень надеялся на то, что те, кто не осилили «Фильм-социализм», сумеют справиться с «Прощай, речь». Удалась эта задумка или нет — судить не берусь. Но, как бы там ни было, «Прощай. речь» — это еще одна важная веха в творчестве Годара. Фильм вовсе не повторяет «Фильм-социализм», а преподносит те же самые идеи под несколько иным углом зрения. Да режиссер и сам за прошедшее время, наверное, успел что-то переосмыслить и на что-то взглянуть по-новому. Так что, перед нами новый взгляд на мир Жана-Люка Годара.

vlcsnap-2015-01-07-04h38m59s252
Интересно?
Необыкновенно!
Годара интересует не человек, как таковой, а то пространство социума, которое он создает вокруг себя, вольно или невольно, создает только затем, чтобы потом отчаянно пытаться из него вырваться. На бытовом, повседневном уровне — нарушая всевозможные запреты и табу на политическом — устраивая перевороты и революции. По Годару террорист, взорвавший полицейскую машину, — это тот же школьник, пульнувший жеваной промокашкой в учителя, только каждый из них выражает свой протест по-своему.

vlcsnap-2015-01-07-04h37m44s6
Протест — это основа движения вперед. Протест — двигатель прогресса. Протест — стимул в искусстве. Без протеста человек становится подобен вате. Без протеста жизнь останавливается и умирает. Протест невозможно вписать ни в какие рамки. Само по себе зачатие новой жизни является неосознанным протестом против общепризнанной ханжеской морали.

vlcsnap-2015-01-07-05h29m23s10
Фильмы Годара запросто могли бы быть признаны экстримистскими и запрещены во многих странах, включаю нашу, если бы они не были столь элитарно заумны. Для всех минкультов фильмы Годара — это ребусы, к которым невозможно подобрать ключи. Наверное, именно поэтому, все записные «критики», разбирая «Прощай, речь», говорят о собаке, которая то и дело появляется в кадре. Хотя, собака — это просто собака.

vlcsnap-2015-01-07-05h28m22s164
На самом деле, для того, чтобы понять, о чем говорит Годар, не нужно проводит сложный культурологический анализ текста и видеоряда. Достаточно лишь иметь определенный уровень культуры, чтобы оказаться включенным в ту систему понятий, которыми оперирует Годар.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

1 comment

  1. \\Само по себе зачатие новой жизни является неосознанным протестом против общепризнанной ханжеской морали.

    Серьёзно? В нашем обществе самец должен служить в армии. А самка — рожать новых солдат. Ну или, хотя бы, новых самок. На худой конец.
    От газет до телесериалов — велят размножаться. Не расти самим качественно. А увеличивать количество «какбыразумной» биомассы.
    «Ты вышла замуж три месяца назад и не по залёту?! А зачем вообще выходила?!».
    Извините, вырвалось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.