Это были времена, когда каждый кадр был новаторским, когда оператор играл с камерой, как с игрушкой, монтажер создавал новую реальность, а осветитель чувствовал себя равным богу.
Это были времена, когда шедевры снимались на мизерном бюджете, а то и вообще без такового.
Это были времена, когда Питер Фонда был необычайно хорош, даже не смотря а то, что джинсы мешком висели на его тощем заду.
Когда обаятельные негодяи были действительно обаятельны.
Когда все спецэффекты сводились к автомобильным гонкам, неизменно вызывающим восхищение у зрителей. А сами машины становились такими же действующими лицами, как и те, кто сидели за рулем.
Было в этих фильмах какое-то странное, отчасти дикое очарование, разительно отличающее их от классических «роад муви». Это были не истории о долгом путешествии из точки А в точку В. Это были фильмы, похожие на взрыв. И речь в них шла о поездке недолгой, не имеющей ни начала, ни конца. Зрителю не показывали ни точку А, ни точку В — только кульминацию. И этого было достаточно для того, чтобы ощутить тот огонь, что горит в жилах героев.
«Жить быстро — умереть молодым» — что, как не гоночный автомобиль или мотоцикл, несущийся незнамо куда по дороге в пыльном облаке, может зримо олицетворять сей девиз?
Фильм Джона Хафа «Грязная Мэри, сумасшедший Ларри » начинается резко, без раскачки, рывком. Никакой завязки. Только обнаженное действие.
Ларри и Дек (Питер Фонла и Адам Рорк) грабят кассу какого-то предприятия. Удачно. Но в машину к ним забирается девица Мэри (Сьюзен Джордж), с которой Ларри провел минувшую ночь. По случаю. За ними в погоню бросается вся полиция штата. И начинается гонка. По ходу которой мы узнаем, что Ларри с Деком вовсе не профессиональные грабители. Ларри — автогонщик, а Дек — механик. Деньги же и понадобились для того, чтобы подготовить машину к участию в очередных гонках.
Вот такая простая мораль: нужно что-то — поди и возьми. Но, как не странно, именно такой умышленно прямолинейный подход к жизни превращает казалось бы абсолютно простой и незатейливый фильм о погоне едва ли не в шекспировскую драму. Где кипят страсти и точатся ножи. Ведь, если подумать, что наша жизнь, как не бесконечная гонка за призрачным призом? Гонка, в которой каждый надеется прийти к финишу первым. В этой гонке нет правил — все средства хороши. Главное — опередит других.
Эта метафора буквально оживает во время ключевой гонки среди посадок фруктовых деревьев, где пересекаются сотни идущих в разную сторону дорог. И приходится жать на газ, точно не зная, где находятся преследователи.
Концовка, столь же неожиданная, сколь и закономерная, вздергивает всю историю до экзистенциальных высот.
Все преследователи позади, путь вперед открыт. Как вдруг:
-Я хочу выйти.
-Не будем останавливаться.
Это жизнь. Здесь нельзя нажать на тормоз.
Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin
Tags: кино