27
Мар 19

Имя Розы / The Name of the Rose (2019)

Новая экранизация одного из самых известных романов Умберто Эко «Имя Розы» осуществлена в форме телесериала. Ну, казалось бы, ничего удивительного, сегодня сериалы запросто уделывают полнометражные блокбастеры. А для того, чтобы перенести на экран плотную, многослойную, переполненную аллюзиями си скрытыми смыслами прозу Умбетро Эко, формат сериала подходит идеально.

Однако, уже во время просмотра первой серии  в мозгу запикал тревожный маячок: Хьюстон, у нас проблема! В дальнейшем проблем больше не стало, но и те, что были, никуда не делись.

Сериал имеет итало-германское происхождение. Снял его итальянский режиссер Джакомо Баттиато. Он же и над сценарием потрудился. Просмотрев список его работ в кино, я не нашел в нем ничего знакомо, кроме пары заключительных частей бывшего весьма популярной в Союзе итальянской киножвачки под названием «Спрут».

Главная проблема «Имени Розы» в том, что смотреть его будут, главным образом, те, кто уже знакомы с литературным первоисточником. Или же видели полнометражный фильм «Имя Розы» с Шоном Коннери и Кристианом Слейтером. То есть, те,  кому сама история хорошо известно, а значит и сюжет не очень-то важен. Для того, чтобы заинтересовать этих зрителей, и меня в их числе, нужно было предложить какой-то новый, оригинальный подход к придуманной Умберто Эко истории. Тем более, еще раз повторюсь, формат сериала предоставлял отличную возможность как следует вгрызться в его текст. Увы, Баттиато не воспользовался предоставленной ему возможностью. Не захотел, а, скорее всего, не смог это сделать.  Вместо того, чтобы заниматься культурологическими и историческими раскопками, он скользит по тесту романа, уделяя внимание исключительно детективной составляющей. Форма изложения так же предельно проста. Исторический фон вычищен и выглажен, не хуже, чем это делают в Голливуде.

Участие звезд так же не сильно сказалась на качестве окончательного продукта. Джон Туртуро играет своего персонажа Уильяма Баскервилльского старательно, но без огонька. Он не создает образ, не живет в нем, а только добротно отрабатывает. Руперт Эверетт так и вовсе по большей части пропадает где-то на втором плане.

Сериал нельзя назвать полностью провальным, но неудачным я его назову с легким сердцем. И так же уверенно посоветую лучше посмотреть старую экранизацию Жана-Жака Анно.


26
Мар 19

Уменье сделать хуже

Жадные, гнусные дядьки из «Яндекса» таки добились своего — я перестал пользоваться «Кинопоиском». Все потому, что заблокировали мой аккаунт, который не был привязан к «Яндексу». Собственно, решение расстаться с «Кинопоиском» зрело давно, с тех самых пор, как «Яндекс» начал превращать его в свою рекламную площадку. В последнее время пользоваться сайтом по его прямому назначению стало практически невозможно. К тому же появилась такая замечательная альтернатива, как «Кинориум» — всем рекомендую.
Да, но речь, собственно, о «Яндексе» и его его идиотской политике силой затягивать к себе новых клиентов. Как по мне, так ситуация с «Кинопоиском» отбивает желание пользоваться и другими сервисами «Яндекса», некоторые из которых очень даже неплохи и полезны. Но отношение владельцев к пользователям, увы, о многом говорит. Например, о том, что нет никаких гарантий, что другие сервисы «Яндекса» так же могут вдруг внезапно, по дурацкой прихоти владельцев, измениться к худшему. Почему? Ну, наверное, потому что могут. Других причин, ради чего нужно портить что-то хорошее и делать гадости своим пользователям, я не вижу. Понятно, что в своих действиях «Яндекс» руководствуется прежде всего своими собственными интересами. Но здесь ведь даже хищническим оскалом капитализма не пахнет. Только чисто родным, посконно отечественным стремлением сделать хуже. Бизнес по-русски.


25
Мар 19

Время возмездия / Destroyer (2018)

Начало фильма «Последний бойскаут», когда Брюс Уиллис просыпается рано утром, с дикого бодуна в машине, где он провел ночь. Солнце бьет в лицо сквозь ветровое стекло, а у Уиллиса физиономия такая кисла, что дальше некуда.

«Время возмездия» начинается точно так же. Только вместо Брюса Уиллиса тут Николь  Кидман. Да-да, Николь Кидман в роли крепко пьющего полицейского детектива, ночующего в собственной развалюхе, заваленной всевозможным хламом. Эдакая бой-баба, готовая свернут шею или вышибить мозги всякому, кто встанет у нее на пути. Такой Николь Кидман никто никогда прежде не видел. Наверное, даже ее муж.

«Время возмездия» — классический современный неонуар. Мрачный, тягучий и нервный. Здесь едва ли не у каждого персонажа свой скелет в шкафу и своя гниль в душе. Определенное своеобразие фильму придает структура, скроенная из множества флешбэков, перетасованных так старательно, что не сразу удается расставить все по своим местам. Следует отдать должное создателям фильма, удалось сделать почти невозможное — выдержать интригу до самого конца. Но вот сама концовка получилась, хотя и красивая, но все же предельно невразумительная. Для нуара это огромный минус. В нуаре в конце все должно быть четок расставлено по своим местам и каждый должен получить по заслугам. Кто девушку, а кто — пулю.

Вытягивает фильм выше средней оценки все та же Николь Кидман. Которая сыграла свою героиня сразу в двух временных пластах, разделенных где-то годами 16-ю. Фактически, это две разные женщины.  Первая еще живет надеждой, у второй никакой надежды уже не осталось. И сыграны эти роли на редкость убедительно и достоверно.

На мой взгляд, фильм стоит потраченного на него времени. Не могу сказать точно, чем именно, но чем-то он все же цепляет за живое. Чувствуется в нем эдакий буддистский посыл на счет того, что ни одно действие не остается без воздаяния. А это уже не так уж мало. Поэтому и название «Время возмездия» в конце звучит не так однозначно, как кажется в начале.


24
Мар 19

Мимоходом

Надо же, как недооценивал я Шнурова. Считал его каким-то плоским, одномерным. Вот еще и в Общественный совет по культуре при Госдуме взял да, не пойми с какого перепугу, записался. А он взял да заявил на заседании этого самого совета, что «Пушкин — не наше все». В совет он вступил, чтобы донести до политиков простую мысль — насколько страшно далеки они от народа. А Минкульт вообще нужно разогнать, поскольку ничего подобного нет «ни в какой нормальной стране». Респект, Сергей Владимирович!


23
Мар 19

Цитатник

Картинки по запросу Нил Гейман

«Город без книжного магазина и не город вовсе, если хотите знать мое мнение. Он сколько угодно может звать себя городом, но если в нем нет книжного, он сам знает, что ни одной живой души ему не обмануть.»

Нил Гейман «Американские боги»


22
Мар 19

Курск / Kursk (2018)

Люк Бессон, как режиссер и как продюсер занимается исключительно развлекательным кино. Особнячком, в сторонке стоят только ранние его фильмы «Последняя битва» и «Голубая бездна». Качество снятых и спродюсированных им фильмов колеблется между оценками «очень хорошо» и «полный отстой». Но, как бы там ни было, в плане развлекательного кино Бессон руку набил. Что заставило его вломиться в чужой огород, в принципе, понятно. Творческому человеку всегда интересно попробовать что-то новое. Однако, эксперимент под названием «Курск» обернулся полнейшим фиаско.
Что в этом фильме плохо? Да практически все. Достаточно посмотреть первые десять минут, чтобы понять, что на этот раз Бессон решил накормить зрителей самой кислой клюквой, выращенной в люксембургских садах. Судите сами. Российские моряки-подводники закладывают ручные часы, чтобы купить выпивку на свадьбу друга. Вот интересно, если у них часы, как у депутатов, почему же у них тогда денег на выпивку нет? Но дальше еще смешнее — на вырученные деньги моряки покупают не водку, а шампанское! И при этом радуются, как дети. Ну, до такого точно только французы могли додуматься. И, разумеется, никак нельзя было не всунуть в фильм о России церковь, в одном углу которой поют ангелоподобные вьюноши в косоворотках, в другом — столь же светлоликие моряки в детских матросках.
Но дело даже не в том, что создатели фильма совершенно не знают и не понимают реалий российской жизни. Проблема в том, что они, судя по всему, вообще не поняли зачем и для чего снимают этот фильм. Режиссером фильма Бессон непонятно с какого перепугу выбрал датского режиссера Томаса Винтерберга. Ежели кто не в курсе, Винтерберг — это друг и соратник великого и ужасного Ларса фон Триера по его проекту «Догма». То, что они снимали в рамках этой самой «Догмы», даже арт-хаусом трудно назвать. Это были максималистские юношеские попытки сделать новое кино, в котором не было бы никаких правил, кроме тех, которые придумывали сами творцы. Снимать жанровое кино с таким подходом — безумие чистой воды. Ларс фон Триер давно уже смирился с тем, что, снимая кино для массового зрителя, нужно играть по установленным правилам. Можно провоцировать зрителя, эпатировать, пугать, можно даже смеяться над ним — да все что угодно! — но только в рамках установленных границ. Что пытался сделать Винтерберг, снимая «Курск», я, признаюсь, вообще не понял. Такое впечатление, что, в полном соответствии с заповедями «Догмы», фильм снимался без сценария, как придется, на импровизации и творческом озарении. Но с озарениями, видно, было туго, поэтому получился не могучий авангард, а ядреный треш, смотреть который практически невозможно.
В фильме присутствует только внешняя сторона событий, но нет главного — драмы! Герои, превращенные в бесчувственных марионеток, не вызывают ни малейшего сопереживания. Мне, как зрителю, они как были безразличны в начале фильма, так и к концу остались совершенно чужими. Что совсем непонятно, в фильме на ролях третьего-четвертого плана задействован ряд европейских звезд — Колин Ферт, Макс фон Зюдов, Леа Сейду. Как их-то убедили сняться в такой галиматье?
Есть одна совершенно безумная идея: возглавляемые Люком Бессоном чуваки просто попилили бюджет. Собрались, звезд для понта пригласили, сняли что-то на скорую руку, разделили бабки и разбежались, забыв обо всем случившемся, как о страшном сне. Но, вроде как, у них в Европе так не принято делать. Или они уже успели перенять наши технологии?.. С ума можно сойти. Но никакого другого объяснения, кому и зачем это было нужно, у меня нет.


21
Мар 19

Цитатник

«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то. что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому. кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием (у людей). Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.»

Дао дэ цзин


20
Мар 19

Замполит

Зимние ананасы

Еще одна армейская история, входящая в цикл «Замполит», хотя сам замполит участия в ней      не принимает. Но и про замполита будет, если получится, еще несколько историй.

Еда — одна из важнейших составляющих армейской жизни. Хороший солдат должен быть хорошо одет, обут и накормлен. Мне в этом плане повезло — в нашей части кормили отлично. Как-то раз человек десять из нашей части во главе с молоденьким лейтенантом поехали в город, в Улан-Удэ, дабы принять участие в комсомольской конференции округа. Проходила конференция, разумеется, в лучшей строевой части города. Во время торжественного заседания мы как следует выспались в теплом актовом зале. А во время перерыва нас повели обедать. В столовую этой самой лучшей в городе части. Когда мы попробовали местную еду, то все разом, включая примкнувшего к нам лейтенанта, решили, ну ее на фиг! Лучше день поголодаем, а вечером вернемся в свою часть и там уж отъедимся.

Это так, для сравнения. Там — показательная строевая часть в центре города, тут у нас — стройбат среди сопок. И нас кормят так, что их еда нам в глотку не лезет. Ох, спасибо за все нашему комбату!

Честно, у нас не было дня без мяса. Овощной салат — три дня в неделю непременно.  Все, разумеется, простенько, но со вкусом. Зато по праздникам — бывали блины и пельмени ручной лепки. В армии я впервые попробовал знаменитого омуля, но большого удовольствия не получил — селедка она и есть селедка. Офицеры ели с нами в одной столовой — это о чем-то да говорит.

Однако, история не об омуле, а о ананасах.

Дело было зимой 1984-го. В Сибири. Отправляют как-то наш взвод на узкоколейку разгружать вагоны. Обычно это бывают вагоны с углем. А тут, открываем обычный железный грузовой вагон и видим — вагон полон ананасов! Как оказалось, какой-то умник отправил зимой в Сибирь свежие ананасы в вагоне без обогрева. И, разумеется, на место назначения прибыли ледышки в форме ананасов. Поскольку в СССР экономика была экономной, замороженные ананасы, которые нельзя было пустить в продажу, отправили в нашу часть свиней кормить. То есть, мы все эти ананасы перекидали в машину и отвезли на свинарку. И выросла у нас на хоздворе здоровенная гора ананасов, припорошенная снегом.

Думаете свиньям что-то из этих ананасов досталось? Как бы не так! Ананасы были спелый и абсолютно свежие. Вот только замороженные. Но достаточно было положить такой ананас на полчаса  на самодельный тэн, а потом просто разрезать пополам, чтобы получить две банки отличного ананасового  сока с мякотью.

Так мы всю зиму и сидели на ананасах. И не только мы. Офицеры, глядя на нас, тоже принялись замороженные ананасы домой таскать, жен и детей угощать.

И кто там говорит, что в советской армии плохо кормили? Да я дома столько ананасов не ел!


19
Мар 19

Голая Джульетта / Juliet, Naked (2018)

Название фильма, точнее, то, как оно звучит по-русски, это очередной шедевр локализаторского идиотизма, не просто вводящий в заблуждение, а совершенно неправильно ориентирующий потенциального зрителя. Я, к примеру, вряд ли бы собрался смотреть фильм с таким названием, если бы не выяснил по чистой случайности — на это прокатчики вообще н стали делать акцент, — что снят он по роману замечательного английского писателя Ника Хорнби. Таким образом, выяснилось, что персонажа по имени Джульетта в фильме вообще нет. «Джульетта» — это название диска некогда очень популярного, а ныне прибывающего в забвении американского рок-музыканта Такера Кроу. Ну, а термин «Naked», как прекрасно известно всем меломанам, хотя и переводится буквально как «голый», на самом означает всего лишь «демо-запись». Соответственно, «Голая Джульетта» — это ни что иное, как демо-запись самого известного диска Такера Кроу «Джульетта». Из-за которой, собственно. и разгорелся весь сыр-бор,

Прежде всего, несколько слов о Нике Хорнби. Это современный английский автор, пишущий о том, что его окружает, что близко и дорого. Как и всякий англичанин, Хорнби любит футбол, пабы и рок-н-ролл. И именно эти краеугольные камни являются тремя источниками и тремя составными частями его творчества. Стиль Хорнби — это внешне спокойное и неторопливое повествование о каких-то, на первый взгляд, совершенно обыденных событиях. Но за этой внешней обычностью кипят страсти, которые реально могут обжечь. Благодаря литературному мастерству, Хорнби читателю удается увидеть то, что таится за внешней невозмутимостью, присущей большинству англичан. И, если вы еще не читали книг Ника Хорнби, настоятельно рекомендую немедля восполнить это пробел. Хорнби — один из бесспорных мастеров современной литературы. На русский язык переведены, если и не все, то большая часть его книг. И добрая половина из них экранизирована. Мои любимые фильмы, снятые по Нику Хорнби, это «Накал страстей» — про футбольных болельщиков и при этом совсем не про фанатские драки, к чему  обычно сводятся все фильмы про английский футбол, — и «Фанатик» — про меломанов.

Ну, а «Голая Джульетта» — это совершенно типичная для Ника Хорнби — добрая, трогательная и немного смешная. Главная героиня Энни Плэтт живет с маленьком провинциальном городке в Англии. Ее бойфренд Дункан Томпсон является главным админом фанатского сайта некогда популярного музыканта Такера Кроу. Как уже было сказана, все начинается с  демо-записи лучшего диска Такера Кроу «Джульетта», которую выкладывает на своем сайте Дункан. А Энии оказывается единственной, кто откровенно пишет, что ей запись не понравилась. В результате чего  у нее завязывается переписка с самим Такером Кроу. И, как не странно, между этими двумя совершенно разными людьми, живущими на разных концах света, находится множество точек соприкосновения. Будучи проездом в Лондоне, Такер Кроу решает встретиться со своей подруге по переписке. И так уж складываются обстоятельства. что ему приходится на время поселиться в ее дому. Что означает приезд в маленький приморский городок настоящей рок-звезды, пусть даже годы славы которой остались в далеком прошлом, можно только вообразить. А кое-что и воображению не поддается. Но блестящий актерский дуэт Роуз Бирн (Энни Плэтт) и Итана Хука (Такер Кроу) блестяще справляется со всем выпавшими на их долю испытаниями.

«Голая Джульетта» — это не шедевр на все времена. Но очень хороший фильм, после просмотра которого остается очень приятное послевкусие. И мысль о том, что в этом мире все вовсе не так плохо, как может показаться.


18
Мар 19

Учимся у классиков

Новость дня: ВВП подписал закон о фейковых новостях и неуважении к властям. Теперь никто не посмеет сказать, что жизнь в России копирует Оруэлла, Замятина или Кафку. Ни один из классиков не придумал такого мира, в котором власть издает законы, в соответствии с которыми подданные обязаны ее уважать. И хорошо еще, что только уважать, а не любить.