02
Ноя 17

Из «Книги Пустоты»

«Движение сквозь Пустоту есть наивысшая добродетель, ибо это Путь в никуда. Путь в никуда — единственная цель, к которой следует стремиться. Двигаясь в никуда, мы растворяемся в Пустоте.» 

* * *

«Движение сквозь Пустоту есть постижение Истины. Ибо Истина и есть Пустота.»

* * *

«Если мы представляем себе Мир, как Пустоту, то как тогда Пустота представляет Мир? И нужно ли ей это вообще? Ведь, если Пустота никогда не воспринимала Мир, как нечто определенное, то Мир, скорее всего, является чем-то настолько неопределенным, что и говорит об этом не имеет смысла. Мир постоянно меняется. И только Пустота остается неизменной. Следовательно, Мир не реален. Реальна только Пустота. Мир же есть ни что иное, как сон Пустоты. И, единственное, к чему нам следует стремиться — чтобы этот сон длился вечно. Потому что пробуждение Пустоты станет знамением грядущего конца света.»

* * *

«Суть Пустоты в том, что она неизменна. Ныне, присно и во веки веков. Таков установленный порядок вещей. Кем установленный? Не имеет значение. Скорее всего, вообще никем. Просто так было, так есть и так пребудет вовеки. В Пустоте нет ничего, кроме самой Пустоты. Все, что оказывается в Пустоте, становится ею. Если же к вам придет человек и скажет: «Я видел Пустоту» — не верьте ему! Это была не Пустота!»

* * *

«Пустота пожирает души, оставляя вместо них пустые дыры. То есть, все ту же Пустоту.»

* * *


31
Окт 17

Хэллоуин — мимоходом

Глава ВТБ Андрей Костин пришел на вечеринку для гостей инвестиционного форума в образе Иосифа Сталина.

С одной стороны — да, конечно, Хэллоуин.

С другой — когда я еще учился в школе, у нас была такая присказка: Если человек дурак — то это надолго, если мудак — навсегда.

 

 


31
Окт 17

Счастливого Хэллоуина!!!

Между прочим, именно 31 октября, в праздник Всех Святых Мартин Лютер (тот самый, который в черта чернильницу кидал, да, вроде, не попал) приколотил к дверям Замковой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов против индульгенций. И грянула реформация! Случилось это ровно 500 лет тому назад — в 1517 году.


28
Окт 17

Мимоходом

Что любопытно. Современные статьи, на любую практически тему, как правило, оказываются не намного информативнее собственных анонсов в один абзац. И в чем тут причина? В привычке размазывать информацию, как манную кашу по тарелке?


26
Окт 17

Взрывная блондинка / Atomic Blonde (2017)

«Взрывная блондинка» —  шпионский боевик в комиксной стилистике. Действия разворачиваются в Берлине 1987 года, как раз перед падением Стены. Но Стена — это только антураж. Основная же интрига закручивается вокруг списка всех (!) зарубежных агентов, работающих в Восточной Германии. Список сей некий агент «Штази» готов презентовать агентам MI5, если в ответ на эту любезность они окажут ему встречную  и переправят с семьей на Запад. Список сей интересен, разумеется, не только британцам, но и всем, всем, всем, включая и вездесущий КГБ — ну а какой же шпионский фильм без него? Ну, а дальше — понеслось! Слежки, погони, стрельба из пистолетов с глушителями, предательства и подставы, двойные и тройные агенты. Шпионы, шпионы, шпионы, шпионы…

Нет, это совсем не «Шпионские игры» Ридли Скотта. Даже близко не лежало. «Взрывная блондинка» — комикс чистой воды. По сюжетным заморочками ближе к «РЭД», а по брутальности — к «Городу Грехов». Минимум иронии, максимум крови и мяса. На фоне  набивших оскомину дебиловатых супергероев в дурацких прикидах, «Блондинка» смотрится вполне неплохо. Хотя временами комиксная стилистика с ее слишком насыщенными красками, глубокими тенями и картинными позами становится чрезмерной. Как масло на бутерброде с салом.

Шарлиз Терон давно зарекомендовала себя как актриса, которой одинаково хорошо удаются самые разные роли. А в роли  супербабы она просто обалдеть как хороша! Но — беда всех комиксов — поверхностная проработка персонажей. Кроме того, что героиня Терон запросто надерет задницы десятку мужиков разом, мы о ней больше ничего не знаем. Нет у нее ни тайны в прошлом, ни каких-то перспектив на будущее. Вот она есть — а вот ее нет. Не человек, а Tabula Rasa. Как результат – при всей своей привлекательности, внешней эффектности и умении ловко махать руками и ногами главная героиня «не цепляет» зрителя. Как и все остальные персонажи, появляющиеся на экране. Такие замечательные актеры, как Джон Гудмэн, Тоби Джонс, Эдди Марсан только тем и занимаются, что обмениваются мало что значащими репликами. Особенно жалко Джеймса МакЭвоя, который только вяло жует солому, хот со своим взрывным актерским потенциалом мог бы запросто в клочья разодрать весь этот фильм. Что делает в фильме Тиль Швайгер — вообще непонятно. Наверное, просто был нужен немец — Берлин, все-таки. А где-то   в эпизоде даже Барбара Зукова мелькнула.

Немного старания — и мог бы получиться яркий, запоминающийся фильм. Но получился гамбургер из МакДональдса. В принципе, съедобно. Вот, только на вкус все они одинаковые.  И сколько ты таких уже съел — не сосчитать. Одним больше, одним меньше — какая разница.


24
Окт 17

Robert Plant — Carry Fire (2017)

Чем должен заниматься истинный рок-герой, когда ему даже не 64, как предупреждал Маккартни, а все 69?

Кто-то сидит дома и вяжет носки — и, кстати, для многих это правильное решение! — кто-то колесит по миру с группой юных музыкантов и коллекцией замшелых хитов, кто-то затевает очередной скучный реюнион, только ради того, чтобы потусоваться среди таких же скучных пенсионеров, кто-то записывает бесконечные дуэты со звездами-однодневками, отчаянно пытаясь хоть как-то встроиться в здорово изменившуюся с тех самых, старых, добрых времен, музыкальную индустрию, кто-то судится с бывшими коллегами из-за аккордов и рифов… В общем, вариантов много — есть чем себя занять  музыканту преклонного возраста.

Но бывает и так, что музыкант просто продолжает заниматься своим делом. И вовсе не для того, чтобы напомнит всем вокруг, что он все еще жив, а потому, что ему самому это интересно.

Похоже, что именно этим путем идет Роберт Энтони Плант. Записывает диски, ездит на гастроли, экспериментируя с жанрами и стилями, сотрудничает с самыми разными музыкантами — живет в свое удовольствие. А как иначе, если для него жизнь — это музыка? Та самая, которая приходит в голову утром, когда чистишь зубы, а вечером, во время репетиции уже скользит по гитарному грифу.

Одиннадцатый солный альбом Роберта Планта «Carry Fire», записанный, как и предыдущий, с музыкантами группы Sensation Space Shifters — это 48 минут чистого, неразбавленного кайфа. Настолько забористого, что Роскомнадзор может запретить его, приравняв к сильнодействующим наркотикам. По моему скромному мнению, диск претендует на звание лучшего альбома года. Если, конечно, за оставшиеся пару месяцев не будет обнародована какая-нибудь сенсационная запись.

На новом диске Плант не открыл заново Америку и не перевернул все существующие  представления о музыке. Он всего лишь довел до предела свой музыкальный перфекционизм, заставив музыку звучать так, будто это и есть гармония мира. «Carry Fire» стал квинтэссенцией того направления, в котором двигался Плант с начала нового века, оставляя в стороне торные пути и безошибочно выбирая никем нехоженые, но верно ведущие к цели тропинки. Стиль Планта — это цепеллиновские традиции, блюз, этника и шаманизм. Ничего особенного, то, что у каждого под рукой. Однако, почему-то только ему одному удается с неподражаемой легкость и изяществом не смешивать, а сплетать все это в единый, удивительный и неповторимый орнамент. Последним, но далеко не самым незначительным штрихом в полотне «Carry Fire» является высочайший профессионализм, как самого исполнителя, так и работающих с ним музыкантов.

Можно, конечно, с умным видом шевельнуть бровями и сказать, что голос, мол, у Планта уже не тот, что в 70-е. Однако, несмотря на неизбежные возрастные изменения, голос исполнителя по-прежнему до предела насыщен эмоциями, а сам Плант фантастически виртуозен в тончайшей вокальной нюансировке. И, что самое главное, творчество Роберта Планта, как и прежде, остается таким же живым, как только что распустившаяся роза. Каждая его композиция звучит так, что кажется, будто ты никогда прежде не слышал ничего подобного.

Оставив далеко позади Виктора Франкенштена, создавшего некогда живое из мертвого, Роберт Плант,  с легкостью умудренного годами волшебника, из живого создает нечто еще более живое. В этом и заключается весь его секрет.


23
Окт 17

Ветреная река / Wind River (2016)

Ветреная река — это название индейской резервации где-то на севере, среди лесов и снегов — не Майн Рид и даже не Фенимор Купер, а самый настоящий Кервуд. Все начинается с того, что местный охотник (Джереми Реннер) находит тело замерзшей в лесу девушки-индианки, полураздетой и босой. Для расследования этого случая ФБР присылает почему-то из Лас-Вегаса молодую девушку (Элизабет Ольсен), не только без напарника, но и без теплой одежды. Поэтому помогать ей в расследовании приходится местному шерифу и, разумеется, бравому охотнику.

Это единственная несуразность фильма и на нее вполне можно закрыт глаза, списав все на условности кино — явись в индейский поселок не замерзшая молоденькая девчушка, а бригада спецназа, и это была бы уже совсем другая история. В целом же фильм балансирует в зоне очень неустойчивого равновесия между «неплохо» и «очень хорошо», склоняясь то в одну, то в другую сторону. Очень хорошее впечатление производит видеоряд — дикая природа, среди которой живут суровые люди, не чета нам городским. Они основательны и  немногословны — место слов у них занимает дело. Режиссура тоже ладная — история разворачивается последовательно и плавно, не тормозя и не взбрыкивая, как норовистая лошадь. События аккуратно цепляются одно за другое и  от начала до конца фильм смотрится, если и не на одном дыхании, то и без желания взять тайм-аут.

Все портит, в первую очередь, стилистическая размытость. Поначалу кажется, что смотришь детектив. И сейчас мы увидим, как эта бойкая девчушка из Лас-Вегаса, с помощью опытного следопыта, наученного подмечать то, что никто другой не видит, будут выводить негодяев на чистую воду.  Однако, детектив не складывается — народу вокруг так мало, что достаточно с закрытыми глазами ткнуть пальцем, чтобы попасть в преступника. Ладно, тогда, может быть, брутальный охотник, не выпускающий ствола из рук, обеспечит нам добротный боевик? И снова — мимо. Хотя стрельбы в фильме предостаточно. А под конец режиссер учиняет такую резню, какой и Тарантино позавидовал бы.  И, все же, «Ветреная река»  — это совсем не боевик. Да и бравый охотник ведет себя как-то странно — то начинает гнать какую-то пургу про то, что надо сжать зубы и терпеть, успокаивая отца погибшей девушки, то вдруг сам пускает скупую мужскую слезу. И только где-то к середине фильма он рассказывает, что десять лет тому назад его  собственная дочь погибла при похожих обстоятельствах.  И тут-то зритель наконец-то понимает, что смотрит фильм об отложенной мести! Не сумев свершить месть десять лет тому назад, герой встал на путь мести сейчас. Он не собирается ловить негодяев, по чьей вине погибла девушка — он намерен мстить. Как известно месть — это блюдо, которое подается холодным. И заснеженные леса и горы — самое подходящее для нее место.

Идея, что и говорить, отличная. И с хорошей актерской командой, собранной в фильме, она могла бы быть реализована на пять с плюсом. Но именно в этот момент, когда зрителю становятся понятны намерения главного героя, режиссер вдруг начинает резко от него дистанцироваться. Мол, я — не я, и лошадь — не моя. И то, что собирается сделать наш герой — это нехорошо и неправильно. Так и кажется, что  в углу экрана горит надпись: «Внимание! Мнения и действия героев этого фильма могу не совпадать с мнением съемочной группы!» Как результат — концовка, которая могла бы стать ударной при правильной расстановке акцентов, фактически оказывается слитой в песок.

На мой взгляд, фильм откровенно не дожат в плане мотивации героев. И не дожат он потому, что режиссер побоялся это сделать, дабы не оказаться под огнем критики. Да, было множество фильмов о героях, берущих правосудие в свои руки. Но, пожалуй, никогда еще прежде мститель не действовал с такой холодной расчетливостью, как герой Реннера. У него было десять лет, чтобы разобраться в собственных мыслях и чувствах. И он понял, что действовать нужно только так, а не иначе. Если бы все это не было под конец торопливо запрятано под коврик, мог бы получиться сильнейший фильм. Право слово, жаль.


18
Окт 17

Будущее

Мир будущего, по всей видимости, недалекого, на обложке свежего номера журнала New Yorker. Впечатляющая перспектива!


17
Окт 17

С чего бы вдруг?

Важнейшим из всех искусств в России становится рэп-батл.

Главное культурное событие: Гнойный красивше обматюгал Оксимирона, чем тот его.

Гнойный, Карл!

Зато Оксимирон совершенно конкретно нагнул Дизастера. Знать бы еще, что это такое.

Несколько дней пресса обсасывает детали и смакует подробности.

При этом, например, обзоры новых книг публикуются время от времени и по форме больше напоминают рейтинги киноновинок. Или же какой-то человек вкратце рассказывает о 3-4 пролистанных им накануне книгах, что здорово смахивает на проплаченную рекламу топовых авторов.

Говоря умным языком, в обществе произошло смещение культурного дискурса. С условного Бродского на совершенно конкретного Гнойного.

Хотите, чтобы при таком отношении люди приходили на встречи с писателями, на презентации новых книг? Да с какого вдруг перепугу? Книгу, как таковую, как некий культурный объект, начнут любить и уважать, только когда она станет важнее и интереснее Гнойного. В том числе и для прессы.

 


16
Окт 17

Полночь в Париже

Сегодня ночью Петр Павленский поджог вход в Банк Франции в Париже. И сразу же превратился из художника-акциониста в записного пошляка.

Последовательность событий, если кто не помнит, следующая. В ноябре 2015-го Павленский поджег дверь приемной ФСБ, что на Лубянке и назвал это «Акция «Угроза». В июне 2016-го суд признал Павленского виновным в вандализме и приговорил к штрафу в 500 тысяч р. В январе Павленский эмигрировал из России во Францию. В мае — получил во Франции политическое убежище. В октябре — поджег Банк Франции и назвал это «Акцию «Освещение».

Элементов пошлости тут сразу несколько. На художественном уровне — это повторение одного и того же действия в  разных антуражах. В первом случае огонь у здания ФСБ имел действительно символичное значение.  Тут и угроза всем вокруг, исходящая от этой жуткой конторы, и огонь очищения, в котором она должна сгореть. Во втором же случае поджог входа в Банк Франции не представлял собой ничего иного, кроме самого поджога. То есть, весь акционизм сползает на банально-бытовой уровень. А сам Павленский превращается в примитивного, глумливого пошляка, которого пустили в чужой дом, обогрели, накормили, а он взял да и насрал посреди комнаты. Просто так, для куражу. Чтобы не забывали кто он такой — акционист, motherfucker! Увы, был акционист, да весь вышел. Человек, не умеющий работать со смыслами, это уже не художник. Рассматривать банк, как один из символических ужасов капитализма, сегодня способен разве что только человек, у которого совок высосал две трети мозга. С таким же успехом можно было бы поджечь гастроном «Пятерочка». Или, что там у них, в Париже?

Вот, если Павленскому и в Париже влупят штраф за вандализм — это будет уже символично!