17
Мар 19

Телевизор — Ихтиозавр (2016)

Как-то так случилось, что очередной диск группы «Телевизор», записанный аж в 2016- м году, попал ко мне вот только сейчас. Однако, за прошедшие три года диск ни чуть не утратил своей злободневности. Хотя, ничего странного в этом нет, «Телевизор» всегда отличался умением находить болевые точки общества и давить на них без всякой жалости. Пожалуй, на сегодняшний день в России не осталось другой  такой группы как «Телевизор», способной не просто резать правду-матку, но делать это на высоком художественном уровне.

«Ихтиозавр» — это фактически сольник Михаила Борзыкина. Помимо него самого в записи участвовал только гитарист «Телевизора» Сергей Сивицкий. Но тут нет никаких противоречий. «Телевизор» — это и есть Михаил Борзыкин. Точно так же, как «Аквариум» — это БГ, а «Зоопарк» — Майк Науменко.

По стилистике «Ихтиозавр» это все та же, успешно освоенная  «Телвизором» с первых лет существования, new wave с упором на элетронику. Однако, по сравнению с предыдущими работами группы, звучание альбома получилось более легким, воздушным и прозрачным. Место прежней лязгающей и скрипящей зубами жесткости  и намеренной «грязи» заняла продуманная лаконичность и кристальная ясность. Быт может, причина в том, что мастеринг диска проводился в Дюссельдорфе на студии Skyline Tonfabrik Каем Бланкенбергом. Как бы там ни было, на мой взгляд, обновленное звучание пошло «Телевизору» на пользу. При прослушивании диска не возникает ощущения, что тебя пытаются «продавить» за счет чисто шумовых эффектов. Услышать регги, калипсо, вальс с йодлем или джангл в стиле «Mungo Jerry» в исполнении Борзыкина, не только неожиданно, но, как оказывается, и приятно.

Но самое интересное, это разумеется смысловое наполнение диска. «Телевизору» всегда была присуща четкая и ясная гражданская позиция. И «Ихтиозавр» не стал  исключение. Тринадцать, на первый взгляд никак не связанных друг с другом композиций, на самом деле представляют собой очень тонко и точно сделанный срез современного российского общества, в котором есть место не только лжепророкам, ОМОНу и абырвалгам, но и черепахе, размеренно взмахивающей плавниками в толще морских вод. Фраза «джунгли возьмут свое» — становится едва ли не главным рефреном. А песня «Безумный тунец» так и вовсе оказывается высказыванием в духе сюрреализм, чего раньше за «Телевизором», вроде как, не водилось. Такое впечатление, что Борзыкин, как и все вокруг, устал от потоков тупой ненависти и бессмысленного противостояния всех со всеми. Он, как и прежде, бескомпромиссен и готов называть все вещи своими именами. Но при этом ему еще и пытается найти отдушину, чтобы не отдать концы в пространстве, которое становится все более бездушным.  Представить себя потомком ихтиозавра — не самый плохой вариант.


16
Мар 19

Майкл Пур «Блюз перерождений»

Это первая книга Майкла Пура, изданная на русском языке. Более того, прежде я ничего об этом авторе не слышал. Тем не менее, анонс обещал очень многое. Тут тебе и жизнь после смерти, и реинкарнация, и некая «великая космическая головоломка». Да и слово «блюз» в названии сыграло свою роль. Ну, никак не мог я пройти мимо книги, на обложке которой есть «блюз».

Увы, облом. Блюз дальше обложки не пошел. А Майкл Пур оказался автором не просто заурядным, но еще и совершенно беспомощным.   У него не получается абсолютно ничего — не выстроить четко сюжетную линию, не прописать образы героев, не обрисовать как следует мир, который он придумал. Описания убийственно нудны и скучны, а вымученные метафоры способны привести в ужас даже искушенного читателя. 

Нехитрый замысел книги сводится к тому, что главный герой Майло, рождается в новом теле и в новом времени, проживает какую-то не очень внятную жизнь, умирает, оказывается в загробном мире, крутит там любовь со смертью по имени Сьюзи, после чего вновь возрождается. Его цель — достичь совершенства. Но как это сделать — никто не знает. Все. Перед нами череда почти никак не связанных друг с другом эпизодов. Винегрет без заправки. Майло — здесь, Майло — там. Вот во время очередного перерождений он становится учеником самого Будды. И что? А ничего — просто так. Почему именно о Майло идет речь, чем он такой уникальный, тоже непонятно. Перерождается не только он один, а все и вся, как на планете Земля, та и за ее пределами. А загробный мир, судя по тому, что рассказывает о нем Пур, это вообще какой-то балаган, где каждый делает, что заблагорассудится, и перерождается, когда захочет.

Самое ужасное во всем этом то, что автора все время тянет на фантастику. Мало ему загробного мира — он то и дело забрасывает своего героя в будущее. Причем, будущее это либо апокалипсическое, либо исключительно мерзкое. Беда автора в том, что он понятия не имеет, что такое фантастика, а потому выдает расхожие штампы, будто это посетившие его откровения. Да еще и лепит такую дичь, что волосы дыбом встают. Чего стоят, к примеру, заплывы (!) голышом (!!) в открытом космосе (!!!) над поверхностью какого-то заброшенного незнамо где астероида, населенного пидор-каннибалами!

Я очень редко бросаю книгу, не дочитав до конца. Если она с самого начала кажется скучной и неинтересной, я закрываю ее после 10-15 страниц. С «Блюзом перерождений» история получилась иная.  Поначалу книга казалась очень даже ничего. Даже интриговала. Но чем дальше — тем скучнее и глупее она становилась. Я бросил ее примерно за 40 страниц до конца. Когда голые поселенцы на Ганимеде (да, том самом, спутнике Юпитера!) принялись ловить рыбу, ныряя за ней в океан.

Окончательно добивает и без того неказистую книжицу плохой перевод. Переводчик, судя по всему, хорошо знает английский язык, но плохо — русский. Ему явно трудно создавать русские словесные конструкции, поэтому он по большей части использует те же, что и в оригинале. Получается настолько коряво, что порой приходится перечитывать фразу 2-3 раза, чтобы понять, что же она означает.

Новостной канал «Эксмо» сообщает, что «Блюз перерождений» —  первая книга в серии книг Майкла Пура, которую готовит издательство. Ну, что ж, бог в помощь. Если книги издаются, значит это кому-нибудь нужно. Наверняка и на Пура найдутся читатели. Но я — пас!

Цитата: «Другого подобного момента никогда не было. И если вы его ждали, он наступил.»


15
Мар 19

Мимоходом

Главное правило создание успешного кинопостера сегодня: впихнуть на одну картинку как можно больше персонажей.

А когда-то все было иначе.

Что предпочитаете, фирменный стейк от шефа или винегрет без заправки?


14
Мар 19

Проект «Синяя Книга» / Project Blue Book (2019)

Закончился первый сезон сериала «Проект «Синяя Книга». Уже официально объявлено, что сериал продлен на второй сезон. Ждать продолжения или нет? Лично я в сомнениях.

По заявлениям создателей, в основе сериала реальные события. Насколько все показанное в сериале соответствует действительности, лично я судить не берусь. Однако, Проект «Синяя Книга», участники которого занимались изучением фактов появления НЛО, существовал в реальности. Сериал начинался как некая альтернатива «Секретным материалам», на полноценное воскрешение которых надежд никаких нет. И, в целом, это был правильный ход. К достоинствам сериала следует отнести хороший подбор актеров, добротно воссозданная параноидальная атмосфера конца 50-х, когда борьба с  антиамериканской деятельность. накладывалась на страх перед ядерной войной, и то, что создатели сериала попытались развивать сразу несколько сюжетных линий: непосредственная полевая работа рядовых участников проекта, какая-то таинственная организация, занимающаяся тем же самым, но гораздо лучше обо всем осведомленная, некий заговор в командной верхушке правительства и армии США и, наконец, шпионаж. При этом каждая серия представляет собой какое-то отдельное дело. Недостатков поначалу не просматривалось. Но, по ходу просмотра сериала, начинало складываться странное ощущение, будто его создатели сами не знают, куда тянутся ниточки  раскручиваемых ими историй. По окончанию сезона выяснилось, что так оно и есть. Из «Секретных материалов» сериал превратился в старый, добрый «Лост», в котором происходит множество таинственных событий, ни одно из которых не связано с остальными и, что самое главное. не получает никаких объяснений. То есть, на протяжении девяти серий создатели «Синей Книги» выкладывали перед зрителем фрагменты некой мозаики, держа их в уверенности, что в конце концов все они сложатся в некую осмысленную картину. А в последней серии они просто взяли и снова их перемешали, да еще и рукавом скинули некоторые со стола. Оставив зрителя, конкретно — меня, с разинутым ртом — не от удивления, а по причине желания сказать что-нибудь нелицеприятное, — и со стойким  чувством, что меня ловко провели наперсточники от кинематографа. Накручивания тайн и загадок на протяжении десяти серий обернулось пшиком. В результате — зрительский рейтинг 7,9 на Imdb.

И, что самое обидное, похоже, что это не от дельный случай, а современный тренд. Началу которому положил вышеупомянутый «Лост». По тому же принципу — множество загадок без ответов, — строился недавний «Касл-Рок», получивший весьма неплохой зрительский рейтинг, от 7 до 8. Не понимаю, в чем тут фокус? Почему подобные фрагментарные, незавершенные истории очаровывают зрителей? Пока у меня ответа нет. Но порассуждать об этом было бы интересно.


24
Фев 19

Тридцать лет тому назад

Дейл Купер, 1989 год: «Дайана, сейчас 11:30 утра, 24 февраля. Въезжаю в городок Твин Пикс».


10
Фев 19

Ван Гог. На пороге вечности / At Eternity’s Gate (2018)

Уиллем Дефо в роли Ван Гога. Казалось, это должно было стать бомбой. Увы, ожидания не оправдались. «Ван Гог» оказался банальным, заурядным, мучительно скучным, стандартным байопиком. И даже Уиллем Дефо не смог спасти ситуацию. Главная проблема фильма — у него нет нерва. Мы не видим на экране драму. И это при том, что жизнь Ван Гога была сплошной драмой. А, вот в фильме ее нет. Есть лишь набор эпизодов, обозначающих определенные этапы жизни гениального и безумного художника. И даже это сделано настолько схематично, что, не зная  изначально биографии Ван Гога, понять, что тут к чему, достаточно проблематичо. Изобретательности режиссера Джулиана Шнабеля  хватило лишь на то, чтобы как бы поместить Ван Гога внутрь его видения мира. Не в философском, а чисто в визуальном плане. Все окружающие его пейзажи и интерьеры, люди и даже сам Ван Гог выглядят так, будто сошли с его же собственных картин. Но даже это выглядит слишком претенциозно и искусственно. 

В целом, если добавить закадровый голос, называющий даты, места и объясняющий, что вообще происходит, «Ван Гог»мог бы сойти за один из псевдодокументальных фильмов из исторического проекта ВВС. На большее он, увы, не тянет.

Уиллем Дэфо номинирован на Оскара за роль Ван Гога. Не знаю… Дэфо — хороший, фильм — плохой.


09
Фев 19

Жена / The Wife (2017)

Жена

«Жена» — фильм потрясающе прямолинейный, примитивный и одномерный, с какого ракурса на него не посмотреть. Нам показывают несколько дней из жизни некого гениального писателя Джо Кастелмана (Джонатан Прайс), удостоенного Нобелевской премии, по литературе, разумеется. Фильм начинается со звонка представителя Нобелевского комитета этому самому Кастелману. По такому случаю Кастелманы устраивают прием. Потом летят в Швецию. Там Кастелман получает премию и скоропостижно умирает. На этом все.  Периодически вся эта, с позволения сказать, история, перебивается короткими и в меру невразумительными флешбэками из жизни все того же Кастелмана. Единственным крючочком, на который создатели фильма пытаются подцепить зрителя — это история о том, что книги мистера Кастелмана на самом деле писала миссис Кастелман (Глен Коуз). Как они намеревались сделать из этого интригу, непонятно, поскольку едва ли не с самых первых кадров догадливому зрителю становится ясно, кто на самом деле является автором книг Кастелмана. Напрямую об этом не говорится, но намеков, толстых, как нога слона, более чем достаточно. Ну, а, sapienti, как известно, sat, Единственным, совершенно неубедительным обоснованием того, почему именно так все случилось, является вполне себе голословное заявление о том, что книги авторов-женщин не продаются. Похоже, создатели фильма совсем не знакомы с эффектом Марининой-Донцовой. 

Единственной удачей фильма является блестящая игра Джонатана Прайса. Ему замечательно удался образ эдакого самодовольного гения, которому не хватало только нобелевки для того, чтобы окончательно забронзоветь. Он вовсе не отвратителен, скорее даже по-своем очарователен и мил, однако все вокруг должным с непременно уважением относиться к его статусу гения. Вообще, человек сам себя считающий гением, на самом деле жалок и смешно одновременно. Именно это очень тонко и точно, избегая прямолинейности и ударов в лоб, удалось передать Прайсу. Великолепна сцена, Когда Кастелмана знакомят с другим лауреатом нобелевки, получившим премию по физике. И вот тут-то, встретив лицом к лицу другого гения, Кастелман полностью теряется. Он не знает, как себя вести и близок к тому, чтобы вообще впасть в ступор. По сути, это есть осознание собственной ничтожности, в которой он не желает признаваться даже самому себе.

Но, как не странно, за лучшее исполнение главной роли на Оскара был номинирован вовсе не Джонатан Прайс, а Глен Клоуз, сыгравшая его жену. На мой взгляд, Глен Клоуз всегда была довольно заурядной исполнительницей, ни в одной из своих ролей не сумевшей подняться выше общедоступного среднего уровня. В «Жене» она так же, вполне ожидаемо не продемонстрировала  ничего выдающегося.

Смотреть фильм не стоит, даже если вы преданный фанат Джонатана Прайса. Лучше посмотреть на него в гениальном фильме Трри Гиллиама «Человек, который убил Дона Кихота».


07
Фев 19

Цитатник

«Редкостное, можно сказать, удовольствие в наши дни встретить человека, который что-то читает.»

Энтони Берджесс, «Заводной Апельсин», 1962 г.


06
Фев 19

Полярный / Polar (2019)

Мадс Миккельсен в роли престарелого наемного убийцы, собравшегося выйти на пенсию. Но, вот проблема, профсоюз наемных убийц, на который он долгие годы трудился, решил, что чем платить деньги пенсионеру, лучше просто пустит его в расход. Однако, проще сказать, чем сделать. Мадс Миккельсен тот еще Крепкий Орешек. И многим из тех, кто позарился на его пенсию, придется очень об этом пожалеть. Очень актуальное для нас тема в свете недавней пенсионной реформы. Герой Миккельсена наглядно демонстрирует, как следует бороться за свои права.

Мадс Миккельсен хорош всегда и везде. Даже в такой откровенно низкопробной поделке, как этот самый «Полярный». Чего ради Миккельсен в этот проект ввязался — это уж его личное дело. Но, как бы там ни было, он и здесь своего достоинства не уронил. Но участие Миккелсена не единственное достоинство «Полярного». Фильм снял швед по имени Йонас Окерлунд. В свое время он играл на ударных в трэш-метал группе «Bathory». А после подвязался на стезе клипмейкерства и  рекламы. Поэтому картинку в «Полярном» он сделал отменную. А, поскольку фильм является экранизацией комикса, визуальная составляющая в нем едва ли не самая главная.

Уже после того, как я посмотрел фильм, мне попалась информация о том, что комикс, легший в основу «Полярного», входил дважды, сначала в Швеции, затем на английском языке. Так вот, шведский вариант был без текста. Только один картинки. Поэтому, наверное, и фильм можно было бы снять без звука. И, кто знает, быть может, в таком варианте он попадал бы точно в цель. Диалоги в нем явно лишние. 

Кто бы еще объяснил, что значит «Полярный»?  В контексте фильма, разумеется.


05
Фев 19

Самая читающая — 2

В продолжении вчерашней темы. Как будто специально попалась чертовски красивая картинка. Это домашняя библиотека Умберто Эко в Милане. Который читал явно не по одной книге в год.