22
Июн 17

Вдохновенное вранье — 2

Кстати, в свое время я не прочитал, но пролистал две книги отечественных фантастов из серии «Как написать роман».  Первая, принадлежавшая перу Юрия Никитина, была брошюрка страниц эдак на 50, полная банальностей и откровенного бреда. Вторая, написанная Николаем Басовым, была ближе к мемуаристике. Ее следовало бы назвать «Как Я пишу романы» . У Басова вранье было вдохновенное. У Никитина — унылое.

Одним словом. Научить писать книги, в принципе, невозможно. Надеяться, что прочитав книгу, «Как написать роман», ты тут же напишешь что-то равное, ну, хотя бы тому же Стивену Кингу, может только законченный идиот. А авторы, пишущие подобные книги, стригут деньги с этих самых идиотов. Как наперсточники с дураков, уверенных, что знают, под какой стаканчик закатился шарик. В то время, как шарика вообще нет.


21
Июн 17

Вдохновенное вранье

«Это — пожалуй, самая необычная из книг Стивена Кинга. Книга, в которой автобиографические, мемуарные мотивы соседствуют не только с размышлениями о писательском искусстве вообще, но и самыми настоящими «профессиональными советами тем, кто хочет писать, как Стивен Кинг».
Это из издательского анонса книги.

А вот совсем другая история.

Как-то раз известного французского кинорежиссера Жана-Пьера Мельвиля  спросили:

«Как вы думаете, можно ли верить такому режиссеру, как Хичкок, когда он объясняет, как снимал те или иные сцены в своих фильмах?»

«Нет, ни за что! – Ответил Мельвиль. — Он восхитительно врет. Он убежден — и, разумеется, справедливо, — что нельзя раскрывать рецепт блюда, которое ты готовишь лучше всех. Секрет производства — это святое! Художник никогда вам не скажет, как именно ему удалось смешать серый с голубым, чтобы точно передать оттенок неба. Я думаю, что ни один творец, настоящий творец, не горит желанием раскрыть широкой публике то, к чему пришел за долгие годы мучительных поисков.»

А, по-моему, все дело в том, что художник и сам не знает, как у него получается то, что получается.  А врет как раз тот, кто делает вид, что ему известны секреты мастерства.


17
Июн 17

Время Химеры

 

Я много раз повторял одно и то же: ни за что не стану читать роман незнакомого автора, не прочитав предварительно его рассказ, который мне понравится. Просто жалко бывает времени, потраченного на никчемную книгу. Рассказ же много времени не отнимает, но при этом дает отличное представление о том, на что способен автор. А разговоры о том, что я, мол, рассказы писать не умею — от лукавого. Рассказ — это основа писательского ремесла. Автор, не умеющий писать рассказы, все равно, что музыкант, не умеющий играть блюз. И тому, и другому нечего делать в профессии.

В общем, это вступление.

Суть же в том, что я открыл для себя нового, очень интересного автора — Юлию Зонис.

И, разумеется, сначала я прочитал ее рассказ «Удильщик» в одном из номеров журнала «Если». Рассказ мне понравился. Пожалуй, это был самый необычный журнал в номере. Чем и запомнился.

А потом так случилось, что книги Юлии Зонис попались мне в интернет-магазине «Book 24», причем по совершенно смешной цене, в среднем где-то рублей по 25 за том. Тут уж сомнений быть не могло — надо брать! Так я обзавелся трилогией «Время Химеры». В которую входят романы «Геном Пандоры», «Биохакер» и «Скользящий по лезвию».

И — хвала небесам! — автор меня не разочаровала. Все три книги я прочитал одну за другой. Если и не запоем, то лишь потому, что не было времени, чтобы уходит в запой.

Книги Юлии Зонис — это фантастический боевик с очень динамично развивающимся сюжетом. Но, что лично для меня важнее всего, это еще и добротный, местами очень яркий текст, четкая мотивация действий героев и основательная проработка их образов. Кроме того, это настоящие романы, а не растянутые до размеров романов повести.  Зонис не придерживается принципа «следуем за героем». Она выстраивает многоплановую композицию, в которой задействовано большое число действующих лиц, каждое из которых должно сполна отыграть отведенную ему роль. Злонис выстраивает замысловатую конструкцию из причудливо переплетающихся сюжетных линий.  К тому же, автору откровенно нравится играть с читателем, подкидывать ему разного рода обманки, пускать по ложному следу. Поэтому далеко не сразу удается разобраться во всех сюжетных хитросплетениях. И от этого чтение книг Зонис становится еще более увлекательным.

Тема биокатастрофы, обрушившейся на нашу многострадальную Землю, далеко не новая. Но автор сумела найти к ней свой, строго индивидуальный, строго научный подход. Автор не ограничилась общими замечаниями о природе катастрофы — ну, вроде там метеорит какой-то зараженный свалился, реактор рванул или лаборант ведро помоев не туда выплеснул.  У Зонис все продумано до азотистых оснований ДНК и написано со знанием дела. Что, в общем-то, и не странно, поскольку автор закончила в свое время биофак МГУ. Перед нами  не какая-то там «зона», а масштабная катастрофа, накрывшая весь мир и везде проявившаяся по-своему. Читая описания последствий этой катастрофы, не устаешь поражаться воображению автора и ее умению описать все придуманное простыми, в общем-то, словами, не загружая читателя чрезмерной научной терминологией.

При желании, в книгах, конечно, можно найти к чему придраться. Вот, только желания такого не возникает. Потому, что, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. А Юлия Зонис — большая молодец.

Одним словом, от души советую всем любителям добротной, остросюжетной, научной фантастики. Всего перечисленного в книгах Юлии Зонис более чем достаточно для того, чтобы удовлетворить самого взыскательного читателя. Например — меня.


14
Июн 17

Коротко

Твин Пикс — 2

——————

Новый «Твин Пикс» с каждой серией становится все хуже. Главная проблема — в сериале ничего не происходит.

Роджер Уотерс

————————

Роджер Уотерс записал очередной сиквел «Стены» — «Is This Life We Really Want». И, будь я проклят, у него это снова получилось! Он снова попал в болевую точку нашего времени. Нет, в самом деле, неужели эта жизнь – это действительно то, что мы хотим?


07
Июн 17

Живое / Life (2017)

Международная космическая станция (МКС) перехватывает капсулу, запущенную исследовательским зондом с Марса. В находящихся в капсуле образцах исследователи находят одноклеточное существо, сильно задубевшее в  суровых марсианских условиях, но все еще живое. И как только это одноклеточное обогрели и накормили, тут-то оно и принялось, в полном соответствии с божьей заповедью, плодиться и размножаться. И очень скоро стало очень даже многоклеточным. Которое выскочило из инкубатора и принялось жрать своих спасителей. Тут-то и начинается беготня по МКС и вокруг нее в попытках спастись от марсианина, а по ходу дела придумать план, как его прикончить. А вся проблема в том, что марсианин оказался таким же крепким орешком, как и Брюс Уиллис.

Разумеется, все давно уже поняли, что речь идет об очередной вариации на тему «Чужого». Хотя, будем уж до конца честны, сам «Чужой» не более чем ремейк фильма 1958 года «Оно! Ужас из космоса». Но, как-то так уж повелось, что «Чужой» стал эталоном жанра. И, кто бы стал спорить, он того заслуживает.

Тем не менее, фильм «Живой» так же стоит посмотреть. Сценарий фильма вполне оригинален и не дублирует сюжетные ходы своего предшественника. Кроме того, написан он серьезно, что называется, без дураков. Все без глупостей, строго на научной основе.

Но, пожалуй, главным достоинством фильма является его максимальная приближенность к реальности. Действия происходят на МКС, фактически в наши дни. Все события происходят в невесомости. И снято это настолько здорово, в том числе и за счет блестящей операторской работы, что, глядя на происходящее на экране, забываешь о зеленых экранах и канатах, на которых подвешены кувыркающиеся в «невесомости» актеры. Сравните с перехваленным сверх всякой меры фильмом «Гравитация» и почувствуйте разницу. В «Живом» все по-настоящему.

Сами актеры тоже молодцы — все сыграно так как надо. Без розовых соплей и без героической патетики. Реально, как в жизни. Страшно до усрачки, но делать-то все равно что-то надо. Иначе злая тварь сожрет тебя совсем.

Одним словом, «Живой» — редкий в последнее время представитель твердой фантастики, снятый с хорошим бюджетом, с использованием всех передовых технологий, но при этом не превращающийся в бездумный фильм-атракцион.

Достойный фильм для достойных зрителей.


04
Июн 17

Две книги

Из книг, что я прочитал за последнее время, особо выделить следует две.

 

Первая — роман потрясающего английского автора Джулиана Барнса «Шум Времени». Это удивительная книга, которую должен был написать кто-то из современных российских авторов. Но, вот, как-то не сложилось. Видно, для наших авторов еще не пришло время, чтобы услыхать Шум Времени. Во всех анонсах роман позиционируется, как биографический. Конкретно — биография Дмитрия Шостаковича. На самом деле, это не совсем так. А, если честно, то совсем не так. На самом деле, роман именно о времени. О коммунистическом периоде нашей истории. Шостакович же здесь всего лишь лирический персонаж, отчасти вымышленный, через которого это время как раз и показано. То есть, Шостакович для Барнса — это тот самый микроскоп, с помощью которого он предлагает своим читателям взглянуть на два основополагающих периода истории СССР — сталинский и хрущевский.

Роман обязателен к прочтению для всех. Особенно для тех, кто сейчас мечтает вернуться в СССР, понятия не имея о том, что за кошмарное время это было. Джулиан Барнс, как истинный мастер словесности, обходится без чернухи и гнили. Он играет на более тонких чувствах и использует более изощренные приемы, чтобы, тем не менее, повергнут читателя в шок. Ну, в кроме того, текст английского писателя в переводе на русский звучит блестяще. Намного лучше, чем любой современный текст, написанный по-русски.

Современная классика.

 

 

Вторая книга — роман именитого итальянского автора Алессандро Барикко «Юная Невеста». «Легенду о пианисте», наверное, все видели. Так вот, фильм снят по книге Барикко.

Роман «Юная Невеста».  написан в типичной для Барикко стилистике, чем-то напоминающей  магический реализм Маркеса. Это, скажем так,  версия «Маркес-лайт». Поэтому, тем, кто так и не осилил «Сто лет одиночества», проза Барикко придется в самый раз.

Сюжетная линия романа незамысловата и легко просчитывается на три хода вперед. Однако автор легко отыгрывает очки, используя приемы текстовой игры. Текст, написанный от автора, у него легко сменяется тесктом, написанным от лица одного из персонажей. А то вдруг и вовсе автор вставляет в текст рассказы о своих душевных метаниях и о том, как он работал над этой самой книгой. Причем, делается это без каких-либо формальных переходов. Ни тебе новой главы, ни звездочек-отбивок. Нет даже кавычек или нового абзаца. Все сделано напрямую, встык. Один текст внезапно, без всякого предупреждения, перетекает в другой. Настолько неожиданно, что порой даже ставит читателя в тупик, с застывшем во взгляде вопросом: «А о чем, собственно, сейчас идет речь?» То есть, у автора всего один прием, с помощью которого он способен удивить читателя. Но следует признать,  что пользуется он им весьма виртуозно.

Книга любопытная. Но строго на любителей необычных литературных игр. Тут так и напрашивается подзаголовок «Роман-игра».

 


02
Июн 17

Коротко

Blind Ego

————

 

Пожалуй, самое интересное открытие в мире музыки для меня за последнее время. Немецкая группа Blind Ego, сайд-проект гитариста знаменитой группы RPWL Карлхайнца Волнера. Остальные участники не менее именитые. Прог-рок на основе мощного харда. Всего три альбома, но зато какие! Первый (2007) — самый мощный. Последний (2016) — феноменальный! Примерно то, чем могли бы стать  Deep Purple, если бы не сопротивлялись отчаянно своей пост постоянной тяге к прогрессиву.

 

Не-Димон

———-

 

Суд запретил «Он нам больше не Димон». Правда, при этом так и не ответил на вопрос, кто же нам теперь «не Димон»?  М.б., Алишер Усманов?

 

Бедная Анна

——————

 

Лавры создателей «Линкольна — охотника на вампиров» и «Гордость и предубеждения и зомби» не дают покоя отечественным кинодеятелям. Вот только-только вышел в прока отечественный блокбастер, слепленный руками Карена Шахназарова по его же собственному сценарию, «Анна Каренина. История Вронского». Из анонса: «1904. Русско-японская война. Маньчжурия. <…> Начальник госпиталя Сергей Каренин узнает, что раненый офицер, которого он оперирует — граф Вронский.» Уже возникает неприятное тошнотное чувство. И ни малейшего желания хотя бы краем глаза взглянут на эту бредятину. Да и Каренина из Боярской все равно, что из пуля из маргарина.

Беда Анна.

Бедный Лев Толстой. Он-то, наверное, думал, что рассказал о своих героях все, что о них следует знать.


23
Май 17

Твин Пикс — 2

Вчерась я загодя запасся пивом и чипсами. Чтобы вечерком, а, вернее, уже поздно ночью, получить полно удовольствия от просмотра новых серий величайшего сериала всех времен и народов «Твин Пикс».
Разочарование было убийственным. И реальным, как пуля в висок.
Нет, то, что я увидел, было совсем неплохо. В Южой Дакоте найден труп, собранный из нескольких разных тел. В Нью-Йорке какие-то люди ловят призраков в гигантскую камеру обскура. Темный двойник агента Купера колесит по стране, убивая всех на своем пути. А сам агент Купер мотается где-то между параллельными реальностями.
Все это бесспорно интригует.
Но при чем тут «Твин Пикс»?
Создается впечатление, что Дэид Линч использовал вывеску «Твин Пикс» исключительно в маркетинговых целях,  чтобы под этой маркой запустить новый сериал.
Увы, возвращения в маленький, уютный городок Твин Пикс, расположенный где-то на границе с Канадой, на что я, собственно и надеялся, не произошло. Новый «Твин Пикс» можно сравнить с лукасовским перезапуском «Звездных Войн», когда он ловил фанатов оригинальной трилогии на том, что показывал их любимых персонажей в молодости. Линч тоже показывает персонажей оригинального сериала.  Время от времени. И без какой-либо связи с основными сюжетными линиями.
О! Смотрите! Это же Бобби Бриггс зашел в бар пивка выпить. Зачем? Да просто так! — Врезанный эпизод на полторы минуты.
А это Люси Моран, слабоумная секретарша шерифа, в своей обычной манере компостирует мозги какому-то коммивояжеру! При чем тут коммивояжер? Да совершенно не при чем. Так же, как и сама Люси. — Еще один эпизод на две минуты.
К тому же, все эти бывшие, в большинстве своем, настолько постарели, что смотреть на них просто грустно.
Вся прелесть оригинального сериала «Твин Пикс» заключалась в некой неповторимой, насыщенной мистикой,  сексом и страхом атмосфере, окутывающей маленький городок, который живет как будто сам по себе, оторванный от всего мира, замкнутый в собственной скорлупе. Город, настолько по-провинциальному милый, что даже пришествие инфернального Зла не сделало его беспросветно мрачным. В новом сериале Дэвид Линч разбил скорлупу, чтобы выпустил чудо Твин Пикса в большой мир. Что у него из этого получилось, судить пока рано. Но магия Твин Пикс точно исчезла. Какая уж тут атмосфера Твин Пикс, когда третья серия смотрится так, будто это фильм  Гая Маддина.
Твин Пикс давно уже стал понятием, наделенным собственным смыслом. Достаточно сказать «Твин Пикс» и всем уже понятно, о чем идет речь. Попытка изменить сложившуюся мифологию изначально была обреченная на провал. И Линч, как никто другой, должен был это понимать. А пытаться впихнуть под вывеску «Твин Пикс» что-то иное — все равно, что на бутылки с водкой клеить этикетки «Джонни Уолкера».
Грустно все это.
Я так расстроился, что даже пиво не допил.


03
Май 17

Коротко

Традиции
—————
Мотопробег «ночных волков» Москва — Берлин в честь Дня победы традиционно завершился на границе с Польшей.
Надев «стэтсон», не станешь ковбоем. Усевшись на мотоцикл не превратишься разом в байкера.

Не напрягаясь
———————
Отечественные кинопрокатчики вконец обленились. Вместо того, чтобы переводить названия фильмов, они стали ограничиваться обычной транслитерацией. Сначала мы получили «Стар Трек» вместо «Звездного пути». Теперь же и того хлестче — название фильма «Monster Truck» переведено как «Монстр-траки». Это как вообще? День был тяжелый в голову ничего не лезло, решили, что и так сойдет? Что вообще означает по-русски эти самые «монстр-траки»? Дурь кромешная.

Реновация
—————
Тов. Собянин придумал классную фишку для голосования о сносе пятиэтажек в Москве — те, кто не станут голосовать, будут считаться проголосовавшими «За».
И как это раньше никто не додумался?
Необходимо немедленно начать применят собянинскую практику при голосованиях на всех уровне. В том числе и на грядущих президентских выборах.
Кто не проголосовал — тот, значица, «За». И никаких проблем!


29
Апр 17

Коротко

Абсурдный космополитизм.
—————————————-
Возле станции «Войковская» негр просит подаяния.
Негр, Карл!

Жизнь по Райкину.
—————————
На улице + 25.
В доме горячие батареи.
Центральное отопление работает!

Кинокопы.
—————
Раньше киношные копы ползали по темным кильдымам с фонариками в зубах.
Теперь — с айфонами.