Платформа / El hoyo (2019)

В начале, как всегда, о названии фильма. Не нужно быть полиглотом, достаточно знать хотя бы один европейский язык, чтобы понять, что El hoyo — это никакая не «Платформа», а как раз наоборот — «Дыра». Ну, да ладно, пусть будет «Платформа», поскольку платформа в фильме тоже имеется и играет немаловажную роль.

Я тоже, как всегда, пристрастен — люблю испанский кинематограф. Но моя любовь не иррациональна, а основанная на твердом убеждении, что испанцы способны раскрыть любую тему в кино так, как никто другой. Особенно это касается таких жанров, как фантастики, триллер и хоррор. Не верите — посмотрите «Платформу». Фильм очень показателен, поскольку объединяет все три выше названных жанра: фантастику, триллер и хоррор, — и эта ядреная смесь густо приправлена сюрреализмом.

«Платформа» — это жуткий, параноидальный, клаустрофобный фильм, напоминающий знаменитый «Куб», но гораздо страшнее и реалистичнее. Все действия происходят в так называемой Дыре — странной, сюрреалистичной, многоуровневой тюрьме, куда люди попадают не только за совершенные преступления, но и по собственному желанию, чтобы потом получить некий сертификат. Всего в Дыре триста с лишнем уровней. Каждая камера представляет собой куб, в котором находятся двое заключенных. На своем уровне они проводят ровно месяц. Потом их усыпляют и в рандомном порядке перераспределяют по новым уровням. В полу и потолке каждой камеры имеются дыры, через которые раз в день сверху вниз спускается плита, заваленная самыми разнообразными яствами. Каждый съедает столько, сколько успеет. Оставлять на потом еду нельзя. Если равномерно распределять еду, то ее хватит всем. Но, как обычно, те кто на верху, жрут до отвала, тем кто пониже достаются объедки, а тем кто в самом низу — не достается ничего. Поэтому в низу процветают запредельная жестокость и каннибализм. Все попытки сломать устоявшуюся систему расшибаются о нежелание тех кто на верху делиться с теми кто в низу. А мечты тех, кто в низу, сводятся только к тому, чтобы оказаться повыше и наконец-то отожраться.

«Дыра» является страшной и жестокой аллегорией человеческого общества. И, должен сказать, для того, чтобы самим посмотреть над себя под таким углом, который предлагает фильм, требуется немалая смелость.

Для режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия «Дыра / Платформа» стала первым полнометражным фильмом. И, черт возьми, такому дебюту можно только позавидовать. При том, что место действия ограничивается четырьмя голыми стенами, фильм смотрится как настоящий триллер, со все возрастающим напряжением. И до самого последнего кадра невозможно догадаться, чем же все закончится. Так же несомненным достоинством режиссера является то, что при обилии крови, трупов и запредельно жестоких сцен, ему удается удержаться от скатывания в откровенную чернуху.

«Дыра / Платформа» — один из лучших фильмов, что я посмотрел за последнее время. Фильм с очень мощным месседжем, который очень умело загоняется зрителю в подкорку. Однако, собираясь смотреть фильм, следует иметь в виду, что это вовсе не развлекуха, а очень серьезный, взрослый фильм, требующий от зрителя не просто вдумчивого просмотра, но и определенного эмоционального и интеллектуального соучастия в том, что происходит на экране. Иначе — никак.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

9 comments

  1. Михаил

    Да уж…
    Кажется, я больше в жизни не смогу заказать панна-коту

  2. Михаил

    Вы знаете, а меня больше всего поразила не аллегория на вертикаль власти и общества, а тот старик, что наверху приготовлением блюд руководил.

    Я неожиданно увидел в нем замечательный символ формализма и бюрократии, которую можно встретить всюду. На первый взгляд у этого старика даже не видно злого умысла, а если и усмотришь такое — поди докажи…

    Формально это человек, хорошо выполняющий свою работу. Тот самый, готовый в любую секунду разразиться речью, что все складывается из деталей. И что в нашей работе мелочей не бывает. И что если есть инструкции — их надо выполнять… И т.д. и т.п.

    И ведь именно он будет вечно прав. Это он лучший руководитель в глазах начальства. Это он пример для коллектива. Даже в глазах случайного постороннего человека (котрому вдруг да взбредет в голову разбираться в ситуации, до которой ему нет дела) — он не будет чудовищем, а значит и в глазах общества он не чудовище. Всего лишь человек, который хорошо выполняет свою работу…

    И едва ли кому-то будет до контраста между изысканностью блюд и людьми, умирающими от голода. И правда всегда будет на его стороне…

    Вот как же так, а?…

    • Да, интересный взгляд.
      Вообще, фильм тем и особо хорош, что допускает множество самых разных, неоднозначных трактовок происходящего в нем. Там буквально все построено на аллюзиях и аллегориях.Вот ведь, главный герой взял с собой не что-нибудь, а «Дон Кихота» и оказался сильнее тех, кто был с ножами и катанами.

  3. Михаил

    Ну возможно, по замыслу он и был героем книги )

    • Если главный герой — Дон Кихот, то Санчо у него какой-то не очень… Чуть было не съел своего хозяина… Хотя, м.б., настоящий Санчо в подобной ситуации именно так и поступил.
      Все же, мне кажется, с книгой тут нужно искать более глубокий смысл. Тем более, что фильм испанский. Для испанцев «Дон Кихот» как святое писание. Я вот даже не знаю, можно ли найти подобную книгу для русского читателя? Наверное, нет, книги, которая объединяла бы вокруг себя нацию, у нас нет.

  4. Михаил

    Анна Каренина?

    • Не думаю, что многие читали эту книгу. Я — не читал :). Да и в чем ее значимость? В том, что впервые попытался изобразить эмансипированную женщину-наркоманку? Как-тот это мелковато для ключевого романа, определяющего национальную идею. Вообще, по мнению многих уважаемых литераторов, Толстой увел русскую литературу совсем не в ту сторону, в сторону от достоевщины, заменив психологизм многословными описаниями действий.

  5. Михаил

    Для меня второй очень яркий момент, это когда в конце на фоне мужиков с кровавым мечем голодный ребенок тянется к пироженному.

    Черт возьми, если бы они не отдали ему эту гребанную панна-коту ради какой-то там высшей цели — это был бы самый дерьмовый фильм, который я видел!…

    И кстати, кажется лучше бы они на этом месте и закончили. А то зачем они потом показали поднимающуюся платформу с ребенком — вообще не понятно…

    • А вот с этим нет соглашусь. Если бы все закончилось тем, что накормили голодного ребенка, тогда бы они спасли только одного. Отправив ребенка вверх как послание, главный герой пытается тем самым спасти всех. При этом, оставшись в самом низу, он еще и себя фактически приносит в жертву. И таким образом уподобляется не просто Дон Кихоту, а Спасителю.

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.