Жадность / Greed (2019)

Фильмов о том, как на самом деле устроен и работает большой бизнес, великое множество. Наверное, нет такой отрасли, куда не сунул бы свой любопытный глаз кинообъектив. Область интересов кинематографа поистине не знает границ. Его интересует все, в диапазоне от наркотраффика до производства детских подгузников. И фильмы на эту животрепещущую тему снимаются самые разные — от знаменитой «Уолл Стрит» до мало известной, но, на мой взгляд, куда более интересной «Нации фастфуда».

В свое время великий Роберт Олтман снял великолепный сатирический фильм о индустрии моды, который так и назывался «Высокая мода», да еще и сумел затащить туда кучу звезд модного бизнеса. Потом был еще фильм «Дьявол носит Прада» — тоже о модном бизнесе, но это уже чистая попса, ориентированная на домохозяек, с невероятно сопливой и паточно-сказочной концовкой. И, вроде бы, все на эту тему. По крайней мере мне в голову пока ничего не приходит.

«Жадность» еще один фильм о индустрии фэшн-брендов. Однако, решен он в принципиально ином ключе, нежели два выше упомянутые. Снял «Жадность» английский режиссер Майкл Уинтерботтом, работающий много и в очень разных жанрах. Комедия, драма, детектив, триллер, костюмированный фильм, военные, биография, вестерн, фантастика… Кажется, Уинтерботтом готов браться за любую тему. Но,что самое удивительное, у него все получается. Причем, что бы он не снимал, в любом его фильме виден совершенно неповторимый, фирменный стиль Уинтерботтома. Одной из важнейших составляющих которого является умение совместить сухую и очень конкретную реальность с граничащей с невозможным выдумкой, в результате чего появляется сюрреалистическая призма, через которую зритель вместе с режиссером и наблюдают за происходящим.

Главный герой «Жадности» — вымышленный персонаж по имени Ричард МакКриди. Если бы диснеевский Скрудж Макдак превратился в человека, то это и был бы Ричард МакКриди. Он владеет модным агентством, под брендом которого работают десятки магазинов по все Европе. Как говорят о нем коллеги, он ничего не понимает в моде, зато умеет мастерски торговаться. Он никогда и никому не заплатит лишнего пенса. Вся одежда, продающаяся под его брендом, шьется в самых нищих странах третьего мира, где люди получают мизерную зарплату. Однако, свое собственное 60-летие МакКриди решет отметить с помпой — для себя, любимого, ничего не жалко.

Поскольку любимым фильмом МакКриди является «Гладиатор», праздник решено устроить в древнеримском стиле. Однако, местом действия выбран греческий остров Лесбос. На морском берегу спешно строится фанерный Колизей, на арену которого должен выйти настоящий лев. Все зрители будут одеты в римские тоги и лавровые венки. На празднество приглашены звезды первой величины — за наличный расчет, разумеется. На празднике присутствует и личный биограф юбиляра, благодаря работе которого перед зрителем разворачивается пестрый коллаж из обрывков воспоминаний людей, работавших с МакКриди, работавших на МакКриди, его бывшей жены и детей, партнеров по бизнесу. И главное даже не в том, что перед нами раскрываются схемы, которые использует в своей работе МакКриди — мы начинаем понимать, что стиль и методы его работы это не что-то оригинальное. Так работают все, кто рвется к большим бабкам. Их главный жизненный принцип: хочешь много бабла — забудь о чести. И — так победим! А праздник меж тем перерастает в вакханалию. И чем все это закончится, не угадает никто.

Одна из главных составляющих успеха фильма, вне всяких сомнений, великолепный как всегда, неподражаемый Стив Куган в образе главного героя или негодяя — это уж, как будет угодно. Особенность актерской работы Кугана заключается в том, что он все время балансирует на краю бездны, заставляя зрителя ждать, когда же он сорвется! Кажется, вот, еще немного — и персонаж Куганат превратится в откровенный кич, в пародию на себя самого. Но актер очень точно чувствует этот момент и никогда не переигрывает.

«Жадность» — умный и мастерски сделанный фильм. Уинтерботтом с поразительной легкостью скрещивает самые разные жанры, легко переходя от комедии к драме, от макьюментари к триллеру. В целом же получается вполне достоверная картина современного мира, которую запросто можно принять за работу кисти Дали. Фильм очень точно назван «Greed», что скорее даже не «Жадность», а «Алчность». И речь тут вовсе не о алчности одного конкретного человека Ричарда МакКриди, а о мире, созданном всеми этими алчными людьми, которым больше ни до кого нет дела, кроме самих себя. Мир, который они породили, уподобясь своим создателям, от жадности готов пожрать себя.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.