Игра в имитацию / The Imitation Game (2014)

kinopoisk.ru

Стандартный байопик, рассказывающий о небольшом, хотя, быть может, и самом значительном фрагменте из жизни в высшей степени и во всех отношениях нестандартного человека.

Герой фильма — Алан Тьюриг, один из величайших умов 20-го века, заложивший основы современной информатики. О тесте Тьюринга, наверное, слышали все, кому известно это имя. Так же, всем прекрасно известно, что именно Тьюринг во время Второй мировой войны сумел разгадать код знаменитой немецкой шифровальной машины «энигма». То, что Тьюринг был геем, за что и был фактически убит государством, которое должно бы было быть благодарно ему по гроб жизни, тоже, вроде бы. ни для кого не секрет.

О чем же тогда этот фильм?

vlcsnap-2015-01-23-04h57m14s227

Нет, наверное, не так. Вопрос следует поставить иначе: Для кого этот фильм?

По всей видимости, для тех. кто никогда не слышал об Алане Тьюринге, а историю с «энигмой» представляет себе чем-то вроде шпионского триллера или забористого боевика. Ничего такого в фильме «Игра в имитацию» они, разумеется, не увидят. Зато увидят Бенедикта Камбербэтча, Киру Найтли, Чарльза Дэнса и Марка Стронга — чем не повод, чтобы сходить в кино?

vlcsnap-2015-01-23-04h21m24s227

Сама же история работы над расшифровкой кода «энигма» рассказан настолько невразумительно и скомкано, что, понять, а как же, собственно, это было сделано, решительно невозможно. Для того, чтобы не утомить зрителей, режиссер решил не перегружать фильм техническими деталями, сделав упор на взаимоотношения внутри группы Тьюрнга. Но психологизм так же не является сильной стороной норвежского режиссера Мортена Тильдeма. Вся глубина человеческих взаимоотношений сводится у него к нескольким стандартным сценарным ходам. Вначале главного героя никто не любит, потому что он не похож на остальных, а его сосредоточенность на работе воспринимается, как чопорность и высокомерие. Затем вдруг случается некое события, после которого все понимают, какой же он на самом деле хороший малый. Вот, собственно, и вся драматургия.

vlcsnap-2015-01-23-04h06m21s161

Вообще, наверное, было большой ошибкой приглашать снимать чисто английское кино норвежского режиссера. Норвежское кино — вещь весьма своеобразная. И пытаться перенести его стилистику на иную культурную почву — задача почти невыполнимая, а потому и заранее проигрышная. Впрочем, это отдельная история.

Периодически события военного времени перемежаются короткими эпизодами из школьных лет Тьюринга. Которые, по всей видимости, были нужны лишь для того, чтобы накрутить хронометраж, поскольку не несут в себе никакой смысловой нагрузки и не добавляют ровным счетом ничего к раскрытию образа главного героя.

vlcsnap-2015-01-23-04h55m05s225

В конце мы совершенно неожиданно переносимся в послевоенные годы, и нам очень быстро и невнятно рассказывают о том, как Тьюринг был обвинен в гомосексуализме, приговорен к химической кастрации и покончил жизнь самоубийством. Вся трагедия величайшего гения человечества сведена к нескольким коротким, дерганым эпизодам.

Тьюринг умер в 1954 году. Фактически, он был приговорен к смерти государством, работая на которое, за 2 года спас более 14 миллионов жизней. На момент смерти ему был всего лишь 41 год. Что бы еще он мог сделать, если бы продолжал жить и работать — об этом можно только гадать. Мозг Тьюринга был устроен сложнее, чем «энигма», и что он мог выдать на выходе, наверное, не знал и сам ученый. Однако, если бы в 54-м государство оказалось чуть умнее и гуманнее, мы сейчас, скорее всего, жили бы в совсем другом мире, в иной информационной среде.

vlcsnap-2015-01-23-06h17m14s115

Вот об этом стоило бы снять кино. А так получился вполне заурядный, аморфный фильм для одноразового просмотра, исключительно ради задействованных в нем актеров.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.