
Новый фильм Уэс Андерсона, как почти все, что он снимает в последние годы, оставляет меня, как зрителя, в восторге и недоумении.
Андерсон — гениальный визионер. И смотреть его фильмы — это истинное наслаждение для глаз. Но складывается впечатление, что, стремясь довести до совершенства картинку, он совершенно забывает о содержании, которое в его фильмах начинает играть эдакую прикладную роль. Вроде как, ну, да, положено, чтобы в фильме был какой-никакой сюжет, что ж, ладно, ну, вот, получите — какой-никакой. Некий миллионер Жа-Жа Корда одержим идеей реализовать ряд глобальных проектов, а некая группа бюрократов одержима идеей не позволить ему это сделать. И ради этого бюрократы, помимо всяческих экономических и юридических хитростей, прибегают к услугам наемных убийц, которых они то и дело подсылают к Корде. Но тому всякий раз удается выжить. Но все же на случай свое смерти Корда выдергивает из монастыря свою дочь Лисл и назначает ее своей наследницей. Дальше они вместе путешествуют по миру, а сопровождает их некий учитель энтомологии Бьорн. Это все.
Я понимаю, что это сюр, а сюр требует особого уровня восприятия. Но, когда я смотрю фильм Бунюэля, я получаю набор паззлов, из которых могу сложить законченную картинку, причем не в одном, а в нескольких вариантах. То есть, Бунюэль дает мне информацию к размышлению. Андерсон же предлагает просто ряд очень красиво и изобретательно снятых эпизодов, которые кое-как, на живую нитку присобачены друг к другу. Да, конечно, можно поднапрячься и н основании этих картинок придумать собственную историю. Но тогда при чем тут Андерсон? Хорошая она или плохая — это будет уже только моя история. А картинки нужны самому Андерсону, для того, чтобы вставить в каждую из них какого-нибудь известного актера.
В «Финикийской схеме» всего три главных героя — Жа-Жа Корда, его дочь и энтомолог Бьорн — Бенисио Дель Торо, Миа Триплтон и Майкл Сера. Зато есть куча звезд, настоящих звезд, звезд с именами, а не каких-нибудь старлеток, которые снялись в крошечных, эпизодических ролях. Их так много, что не хватит пальцев на пяти руках, чтобы перечислить. Только так, на вскидку — Скарлет Йохансон, Том Хэнкс, Матье Пмальрик, Ф. Мюррей Абрахам, Уиллем Дефо, Бенедикт Камбербэтч, Шарлотта Генсбург, Билл Мюррей, Хоуп Дэвис… В общем, всех и не перечислить. И для каждого нужно придумать свой эпизод. Вот Андерсон и шьет это самые эпизоды один к другому, то по вертикали, то по горизонтали, как лоскутное одеяло. Разумеется, за сюжетом тут уже не уследишь. Но зато картинка у Андерсона всегда отменная!
Есть ли смысл смотреть «Финикийскую схему»? Конечно! Можно насладиться великолепной работой художников и операторов. Посмотреть на то, как мастерски режиссирует Андерсон свои эпизоды и эпизодики. Полюбоваться на целую россыпь мировых звезд кинематографа. Бенисио Дель Торо просто великолепен в роли чокнутого миллионера. Хотя лично мне во всем происходящем на экране катастрофически не хватало смысла. Но это уже только мои заморочки.

Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin