25 февраля 2007
Как это меня угораздило?
В мае в издательстве «Эксмо» выходит мой новый роман под названием «Подземелья Эйтана». И это первый мой роман, написанный в фэнтезийном ключе.
Я уже неоднократно высказывал свое мнение по поводу фэнтези, как такового, и по поводу российского фэнтези — в частности. Если коротко, то я считаю, что в фэнтезийном ключе был создан ряд произведений, которые не просто стали классикой литературы, но еще и заложили четкие каноны, которым неукоснительно следует армия подражателей. Создать по-настоящему оригинальное произведение в жанре фэнтези невообразимо трудно. Зато собирать из готовых кубиков новые романы — занятие, как пишут на конструкторах, «для детей от 4 до 6 лет». Сюжетная основа таких романов, как правило, проста, как советский «пятак» — требуется что-то найти, от чего-то избавиться или кого-то спаси, лучше весь мир разом, — герои похожи на вырезанных из картона кукол, а все драматические коллизии разрешаются легким взмахом волшебной палочки. Русское фэнтези, так и вовсе выглядит неким чудовищным мутантом, похожим на тяни-толкая — двух ослов сросшихся задницами. С одной стороны торчит глупость, с другой — выпирает плагиат. И полна импотенция в придачу. Отсутствие литературных традиций делает невозможным создание достойного произведения в жанре фэнтези на отечественном материале. С таким же успехом можно пытаться — и, что самое смешное, ведь пытаются же! — написать что-то в духе латиноамериканского магического реализма.
После всего вышесказанного, возникает резонный вопрос — с чего это вдруг меня самого занесло в фэнтези? Ну, а раз есть вопрос, значит нужно на него ответить.
Итак, откуда же растут ноги моего фэнтезийного романа
?
Все началось с того, что студия, занимающейся разработкой компьютерных игр, предложила мне написать оригинальный сценарий для игры в жанре RPG. Мне это показалось интересным — я вообще люблю заниматься всем новым, — и я быстро набросал заявку. Естественно, я обратился к привычному для меня жанру фантастики. По моей задумке, действия игры должны были происходить в не столь отдаленном будущем на Марсе. В сюжете были задействованы космические пришельцы и тайны древней, погибшей цивилизации.
Однако, издатель, с которым сотрудничала студия-разработчик, решил пойти более традиционным путем и предложил сделать игру, взяв за основу хорошо известную серию игр «Dungeons & Dragons». Таким образом, проект плавно перешел на фэнтезийные рельсы.
Перед началом работы непосредственно над сценарием игры, передо мной было поставлено два непременных условия. Во-первых, практически все действия должны происходить в подземельях, во-вторых, был определен состав команды героев. В остальном же полет моей фантазии ограничивался только решениями дизайнеров игры, которые определяли, что можно будет воплотить в жизнь на дисплее компьютера, а с чем могут возникнуть проблемы.
Обложившись красочными руководствами для фанатов игр «Dungeons & Dragons», я принялся за работу. Уже в ходе работы над сценарием, я понял, что мне просто жалко бросать так хорошо проработанный сюжет. Это с одной стороны. С другой — мне всегда интересно пробовать что-то новое. Так почему же не попытаться написать роман в жанре фэнтези? В конце концов, для того, чтобы иметь полное право что-то критиковать, нужно для начала самому попробовать это сделать.
И я взялся за роман.
Роман нельзя назвать новеллизацией компьютерной игры, потому что работа над сценарием и текстом происходила одновременно. И какая из этих двух составляющих рабочего процесса сильнее влияла на другую, лично я сказать затрудняюсь.
Стараясь не отходить особенно далеко от существующих канонов, я, тем не менее, попытался привнести в роман нечто свое. Я свел к самому необходимому минимуму использование магии. Любым действиям, которые обычно принято связывать с проявлениями магии, я старался найти иное объяснение. Я придумал каждому герою свою историю, которая позволяла бы взглянуть на него с иной стороны. Даже встречающихся им на пути чудищ я попытался наделить некоторой индивидуальностью. Ну, и, что, пожалуй, самое главное, в тексте присутствуют некий элемент игры с отсылками к классическим произведений известнейших авторов, не работавших в жанре фэнтези.
Честно говоря, я сам пока еще не понял, получился ли у меня фэнтезийный роман или нечто иное. Точно могу сказать лишь одна — после завершения работы над книгой мнение мое о фэнтези не претерпело каких-либо изменений
.
Тем не менее, как я уже сообщал на сайте, роман «Подземелья Эйтана» выходит в издательстве «Эксмо» в мае.
Когда появится игра по готовому сценарию, я не знаю.
P.S. Пользуясь случаем, я бы хотел сказать огромное спасибо Михаилу Загорскому, прекрасному знатоку мира «Dungeons & Dragons», который помог мне разобраться с самыми жуткими монстрами, населяющими этот мир.
23.02.2007
Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin