« вернуться к списку романов



Глава 30.

24 июня. День.


Орсон оторвался от микроскопа, откинулся на спинку стула, запрокинул голову и потер пальцами уставшие глаза.

- Ну, как? – спросил Игорь Петрович, на другом конце стола занимавшийся приготовлением образцов.

- Разрешения маловато, - устало произнес Орсон. – Какие-то пластинчатые структуры просматриваются, но рассмотреть их как следует не удается… А, где Вик?

- Семен Семенович повел его в оранжерею, - едва заметно улыбнулся Игорь Петрович. – Надеется, что Виктор поможет ему решить пару технических вопросов, с которыми ему самому не удается справиться.

- Вик – теоретик.

Игорь Петрович молча развел руками.

Он-то прекрасно понимал, что консультация по каким-то там техническим вопросом была только предлогом, за которым скрывалось желание Поперекина похвалиться своим огородом. Но, сомневался, поймет ли это англичанин. Когда Самсонов с гордостью продемонстрировал Орсону свою коптильню и ловушки для голубей, биолог вовсе не пришел в восторг от увиденного. Все почему-то подумали, что англичанину не понравилось жестокое обращение с птицами. Хотя, на самом деле, Орсона встревожил вопрос гигиены.

Игорь Петрович и Крис занимались исследованием грязи, служившей средой обитания для наноботов. Браться за изучение самих наноботов нечего было и думать – единственный микроскоп, имевшийся в распоряжении исследователей, не позволял даже как следует их рассмотреть. Однако, не смотря на скудность средств, имевшихся в их распоряжении, Кузякину с Орсоном удалось добиться некоторых успехов в изучении среды обитания наноботов. Они пошли тем путем, который предложил Орсон. Высушили грязь и перетерли ее в мельчайшую, мелкодисперсную пыль. Под микроскопом сразу же стали отчетливые видны короткие отрезки пластичных волокон, цепляющихся друг за друга в совершенно произвольной последовательности. Именно они, по всей видимости, и придавали устойчивость и объем формам, образующимся из полужидкой грязи. Но, как именно это происходило, каким образом подавалась команда к единому, слаженному взаимодействию огромного множества разрозненных отрезков? На эти вопросы ответы пока даже не намечались.

Игорь Петрович высказал предположение, что переплетающиеся между собой волокна действуют по принципу нейронных связей, очень быстро передавая сигнал от одного другому. Получив и тут же предав сигнал дальше, волокно моментально принимает требуемую форму. Чем и обеспечивает пластичную, довольно устойчивую пространственную структуру.

Это могло объяснить механизм действия волоконной сети, но мало что добавляло к пониманию смысла происходящего. Вопрос о том, кем и для чего была создана стол сложная система, оставался без ответа.

Впрочем, для ученых это был вопрос второго плана. Их больше интересовало, как все это действовало, а не ради чего. Так, например, Орсону очень хотелось узнать, за счет чего обнаруженные в грязи волокна могут становиться то пластичными, то жестким? Испробовав несколько имевшихся под рукой растворителей, ему удалось уничтожить внешнюю оболочку волокон смесью ацетона с этиловым спиртом и бензином. В результате он обнаружил заключенные прежде во внешнюю оболочку некие пластинчатые структуры, по форме напоминающие ленточных червей. Самым любопытным было то, что они находились в постоянном хаотичном движении. То сматывались в клубки, то завязывались узлами, то скручивались, как пружины, то вдруг резко распрямлялись. Складывалось впечатление, что, разрушив внешнюю оболочку, исследователи заодно уничтожили и механизм контроля активности пластинчатых структур, которые, по всей видимости, как раз и определяли подвижность или, наоборот, упругость, волокон. А разряд тока, пропущенный через скопление пластинчатых структур на предметном стекле, так и вовсе «убил» их. То есть, всякая фиксируемая глазом активность после этого прекратилась.

Однако, дальнейшие исследования зашли в тупик. По причине того, что разрешение микроскопа не позволяло углубиться в изучение строения загадочных пластинчатых структур.

Орсон закусил верхнюю губу. Посмотрел сначала на потолок. Белый и ровный. Затем в распахнутое окно. За которым была видна только мусорная стена. Наконец – по сторонам. Шкафы с книгами. Еще шкафы. Постер с Фредди Меркьюри. Снова шкафы…

- Вы что-то ищите? – спросил Игорь Петрович.

- Честно говоря, даже и не знаю… - взгляд Орсона упал на компьютерный экран, стоящий на письменном столе у окна. Большой, двадцать четыре дюйма, пожалуй. – Компьютер у вас работает?

- Да, конечно, - Игорь Петрович оглянулся, чтобы взглянуть на стол, занятый компьютером. – Только сети, разумеется, нет.

- Разрешение у экрана хорошее?

Игорь Петрович непонимающе сдвинул брови.

- Да, вроде бы, нормальное…

- Программа для корректировки изображения имеется?

- Вообще-то, я в этом деле плохо разбираюсь. Систему мне племянник устанавливал…

- В базовом пакете есть самая простейшая программка, - Орсон постучал пальцами по краю стола. – А что, Игорь Петрович, если нам попробовать сфотографировать объект под микроскопом, а затем рассмотреть его на экране компьютера? При хорошем разрешении это может дать дополнительное увеличение.

Идея была, конечно, не самая выдающаяся. Но, поскольку других вообще не было, исследователи взялись за ее осуществление.

Для начала им пришлось отправиться на огород, чтобы узнать у Поперекина, есть ли у него насадки для подсоединения к микроскопу фотоаппарата. Насадка у Семена Семеновича имелась, только сделана она была под пленочный фотоаппарат со съемным объективом, какового в наличии не имелось. Крое того, Семен Семенович ни в какую не желал, вот, прямо сейчас, немедленно, возвращаться домой для того, чтобы заняться поисками насадки. Он был занят огородом, вернее, демонстрацией всех своих достижений и успехов Осипову, и полагал, что все остальные дела вполне могут подождать. В конце концов не пожар же!

Орсону с Кузякиным удалось-таки убедить Семена Семеновича, только после того, как на их сторону встал еще и Осипов. Который заверил Поперекина в том, что изучение среды обитания наноботов может иметь важное практическое значение в том числе и для сельского хозяйства. Например, в плане уничтожения вредителей или доставки удобрения точно к корневой системе растений.

Заполучив вожделенную насадку, Орсон с Кузякиным принялись думать, как приспособить ее под обычную «мыльницу». Тут на помощь им пришел Лев Иммануилович Кугель. Старый инженер-строитель заявил, что уже сталкивался с подобной задачкой году, эдак, в семьдесят восьмом, еще до Московской Олимпиады, когда при возведение подвесного моста неожиданно выяснилось, что завезенные на строительство крепежные манжеты несколько шире трубчатых конструкций, которые они должны были фиксировать. Тогда-то ему и пришло в голову, что проблему можно решить довольно просто… Лев Иммануилович подробно изложил всем присутствующим суть своего оригинального инженерного решения. Сопровождая рассказ рисунками, сделанными тут же, карандашом на бумаге. После этого он приступил к воплощению своей идеи на практике.

Для этому Льву Иммануиловичу потребовалось немного плотного картона, изоляционная лента, пять канцелярских скрепок, три карандаша, треугольный кусочек линолеума и совсем немного пластилина. Примерно через сорок две минуты конструкция была готова. Вид она имела не особенно изящный, но держалась крепко. С пятой попытки – потребовалась небольшая подгонка и доводка, - исследователям удалось сделать довольно неплохой снимок. А восьмой снимок получился просто идеально!

После этого осталось лишь загрузить снимок в компьютер и вывести его на экран.

Все присутствующие сгрудились вокруг экрана, любуясь необычной картиной.

- Похоже на следы от тракторных гусениц, - сказал Поперекин.

- А, по-моему, на грузинские наборные пояса, - возразил Лев Иммануилович.

- У вас вызов в чат, - Осипов указал на выскочившее в углу экрана окошко с сообщением.

- Это какой-то глюк, - недоумевающе хмыкнул Игорь Петрович. – Здесь же нет сети.

И щелкнул мышкой по окошку.

В центре экрана развернулось квадратное окно чата.

В окне – сообщение. Всего два слова.

- «Без головы», - прочитал вслух Лев Иммануилович. – Что это значит?

- Да ну, ерунда какая-то, - усмехнулся Игорь Петрович. – Я же говорю, здесь нет сети.

- Не похоже, - скептически поджал губы Орсон.

- Да, бросьте вы, - Игорь Петрович закрыл окно чата.

Но оно развернулось снова. Само собой.

С тем же самым сообщением:

«Без головы»

- Может быть, перезагрузить комп? – предложил Семен Семенович.

- Лучше попробуйте ответит на сообщение, - посоветовал Осипов.

- Что я должен на него ответить? – недоумевающе пожал плечами Игорь Петрович.

- Да все, что угодно.

- Хорошо.

Секунду подумав, Игорь Петрович напечатал:

«Это глюк?»

И нажал кнопку «Отправить».

- Однако, сообщение ушло, - заметил Орсон.

- Вопрос только – куда? – хмыкнул Лев Иммануилович.

Раздался звуковой сигнал и в окошке появился ответ:

«Нет»

- Я же говорил, не похоже на глюк, - довольный собой, заметил Орсон.

- Сети нет! – Игорь Петрович указал на значок, подтверждающей отсутствие сети.

- Забавно, - обхватил пальцами подбородок Лев Иммануилович. – Глюк, утверждающий, что он не глюк.

- Ну, тогда спросите, кто он такой! – ткнул пальцем в экран Семен Семенович.

«Кто ты такой?» - напечатал Игорь Петрович.

Пауза.

Никакого ответа.

- Все? – непонятно к кому обращаясь, спросил Лев Иммануилович.

- Попробуйте иначе, - сказал Осипов. – Напишите: Я знаю, кто ты такой.

Игорь Петрович непонимающе пожал плечами и быстро набрал требуемый текст.

Едва он усел нажать кнопку «Отправить», как тот час же выскочил ответ:

«Зовите меня Измаилом»

- Измаил?

Орсон с Осиповым переглянулись.

- А, почему бы и нет? – едва заметно улыбнулся Осипов.

- Измаил? – снова повторил Орсон. – Здесь?

- Кто такой Измаил? – удивленно посмотрел на квестеров Игорь Петрович.

Явление еще одного персонажа, пусть даже виртуального, стало для него в высшей степени неожиданным. Это казалось даже более странным, чем чат через компьютер, не подключенный к сети. Откуда вдруг мог появиться этот самый Измаил? Он что, все это время прятался на свалке? Или же он каким-то образом сумел достучаться до них извне?

- Это наш общий друг, - ответил Орсон.

- Скорее, просто знакомый, - уточнил Осипов.

- Приятель по Игре, - добавил англичанин.

- Если, конечно, это тот самый Измаил.

- А что, Измаил – очень популярное имя в России?

Осипов наклонился и одним пальцем напечатал:

«Измаил, это ты»

Ответ последовал незамедлительно:

«Я»

- Весьма информативно, - одобрительно наклонил голову Орсон. – Теперь мы можем не сомневаться в том, что это действительно он.

«Ты здесь» - напечатал Осипов.

Пауза.

- Вы не поставили вопросительный знак, - сказал Игорь Петрович.

- Так надо, - кивнул Осипов.

- Почему он молчит?– шепотом спросил Семен Семенович. - Он, что, не знает, где находится?

- Или не хочет говорить, - высказал иное предположение Лев Иммануилович.

- Он не имеет привычки отвечать на вопросы, - объяснил Осипов.

- У меня тоже были такие ученики, - понимающе кивнул Семен Семенович. – Вот, упрутся и ни в какую! Клещами из них ответ не вытянешь!

- Тут другой случай, - помахал пальцем Орсон. – У Измаила такая манера общения. Он, вроде как, не понимает вопросы. На самом деле.

- И как же тогда с ним разговаривать? – спросил Игорь Петрович.

В окошке появилось новое сообщение:

«Без головы»

- Это уже было, - обиженно протянул Лев Иммануилович. – В самом начале.

- Он пытается нам что-то объяснить, - сказал Осипов.

- Плохо пытается.

- Да, уж, как может.

- А что, собственно, может быть без головы? – задал очень правильный вопрос Игорь Петрович.

- Человек, - не задумываясь, ответил Кугель.

- Ну, ту сказал, Лев Иммануилович!

- А, что? Запросто! Вжик! – Лев Иммануилович провел пальцем по шее. – И получайте Марию Антуанетту!

- Можно и метафорически назвать человека безголовым, - заметил Игорь Петрович.

Лев Иммануилович многозначительно хмыкнул.

- Есть идеи?

- Есть кандидаты.

- Среди здесь присутствующих?

- Кончайте!

Лев Иммануилович улыбнулся, весьма собой довольный.

«Это проблема», - набрал Осипов.

«И очень серьезная», - тут же отозвался Измаил.

«Нам нужно поговорить».

«Мы говорим».

«Лично. С глазу на глаз».

«Невозможно».

«Мастер Игры говорит, что нет ничего невозможного».

- Когда это он такое говорил? – озадачено сдвинул брови Орсон.

- Может и не говорил, - не стал спорить Осипов. – Какая разница?

- Ну, в общем…

«Неосуществимо».

- Ловко, - одобрительно хмыкнул Игорь Петрович.

«У нас есть пакаль».

«Не важно»

«Мы хотим покинут зону».

«Невозможно».

- Пустой разговор, - неодобрительно нахмурился Лев Иммануилович.

«Пустой разговор», - напечатал Осипов.

- Почему он не хочет говорить прямо? – спросил Игорь Петрович.

- Он не может, - ответил ему Орсон.

- Ему кто-то запрещает?

- Нет. У него такой стиль мышления. Он все время говорит обиняками. А мы должны догадываться, что он имеет в виду.

- Зачем?

- Ну... Это своего рода игра.

«Голова - конец».

- О какой голове идет речь? В конце-то концов!

- В фильме «Крестный отец» мафиози подложили в кровать одному из своих врагов лошадиную голову.

- Ну, и что?

- Да, собственно, ничего… Просто вспомнил.

- Ну, конечно! – щелкнул пальцами Орсон. – Нужно выстроить ассоциативную цепочку, в которой присутствовала бы голова!

- Странная игра, - недовольно оттопырил нижнюю губу Лев Иммануилович. – Однако – захватывающая.

«Ноги – тело – голова», - напечатал Осипов.

- Садитесь, - встав со стула, уступил ему место за компьютером Игорь Петрович.

«Ноги – тело», - ответил Измаил.

- Ну, понятно, головы быть не должно, - взмахнул кистью руки Семен Семенович. – Это он уже говорил! Только что это за голова?

«Человек теряет голову от любви», - напечатал Осипов.

«Любовь сводит с ума», - ответил Измаил.

- То есть, в этом случае, голова остается на месте, - прокомментировал ответ «серого» Орсон.

«Приговоренный теряет голову на плахе».

«Она ему больше не нужна».

- Снова мимо?

- Похоже на то.

- Какие еще есть варианты?

- А что, если зайти с другого конца?

Англичанин подтянул к себе клавиатуру и напечатал:

«Аномальная зона – свалка – разлом – свалка - пакаль – свалка – голова».

- Какой к этом смысл? – спросил Игорь Петрович.

- Пока никакого, - ответил биолог. – Я даю Измаилу возможность направить нас по верному пути.

- Куда? – поинтересовался Семен Семенович.

«Головы еще нет».

- Так, значит, голова на свалке!

- Ее еще нет!

- Нет у нас. А на свалке она уже есть.

«Головы не должно быть» - напечатал Осипов.

«С головой все закончится», - тут же ответил Измаил.

- Что все это значит? – наморщил лоб Семен Семенович. – Абракадабра какая-то.

- Не абракадабра, а головоломка, - уточнил Лев Иммануилович. – Например, человек начинается с ног и заканчивается головою.

- Это смотря откуда начать, - возразил Семен Семенович. – Если снизу вверх – тогда именно так. А, если сверху вниз – тогда совсем наоборот.

- Художник обычно начинает рисовать тело с ног, - сказал Игорь Петрович.

- Уверен?

- Да. Я видел, как работают художники, зарисовывающие антропологические находки.

- А у скульпторов просто нет выбора, - сказал Лев Иммануилович. – Не может же голова висеть в воздухе. Значит, сначала нужно вылепить ноги.

- Хочешь сказать, что речь идет о какой-то безголовой скульптуре, выброшенной на свалку?

Лев Иммануилович задумался. Вообще-то, он не имел в виду ничего подобного. Но, если подумать…

- А, почему бы и нет?

- Какую опасность может представлять собой отколотая от скульптуры голова? – пожал плечами Орсон.

- А кто говорит об опасности?

- Измаил написал: «С головой все закончится».

- Ну, и что? Мы же не знаем, что он при этом имел в виду? Что значит все? Может быть, все наши беды? Или – проблемы?..

«Голова представляет собой опасность» - напечатал Осипов.

Он намеренно не ставил в конце вопросительных знаков, превращая тем самым вопросы в утверждения. Чтобы предоставить Измаилу возможность согласиться с ним или опровергнуть.

«Мы не хотим того, что за этим последует».

- Мы – это все мы, включая Измаила? Или же это Измаил и кто-то еще? – спросил Игорь Петрович.

- Хороший вопрос, - одобрительно кивнул Орсон.

«Мы ни черта не понимаем», - напечатал он.

И с удовольствием поставил точку в конце.

Ответ, который появился чрез несколько секунд, озадачил англичанина. Впрочем, так же, как и остальных.

«Это не важно», - написал Измаил.

- Как это – не важно – возмущенно вскинул руки Лев Иммануилович. – что значит – не важно?..

- Это его обычная манера разговора, - заверил Кугеля Орсон.

- И что с того? – не мог успокоиться Лев Иммануилович. – Зачем он вообще нам письма пишет, если не желает ничего объяснять?

- А что бы вы хотели узнать в первую очередь, Лев Иммануилович? – спросил Осипов.

- О какой именно голове идет речь? – не задумываясь, ответил Кугель.

«Мы все еще участвуем в Игре», - напечатал тем временем Орсон.

«В Игре участвуют все», - ответил Измаил.

- Ну, конечно, - задумчиво кивнул англичанин. – Какой еще ответ можно было ожидать?

- О какой Игре идет речь? – спросил Игорь Петрович.

- Если я все правильно понимаю, - ответил биолог. – Они саму жизнь и все мироздание рассматривают с точки зрения теории игр.

- Они? – удивленно повторил Игорь Петрович.

- Да, они, - кивнул Орсон.

- Какой смысл в сообщении, которое мы не можем понять?

- Возможно, в нужный момент мы его поймем.

«Голову нужно отыскать», - напечатал Осипов, вновь превратив вопрос в утверждение.

«Вы ее не найдете», - тут же отозвался Измаил. – «Головы нет».

«Голову нужно уничтожить».

«Головы нет».

- Головы нет, - Лев Иммануилович пальцем почесал кончик носа. – У кого нет головы?

- У всадника без головы, - заявил Семен Семенович.

- Еще?

- У того, кому ее отрубили.

- У статуи, которой отбили голову.

- Это все соответствует определению «УЖЕ нет», - сказал Орсон. – А нам нужна голова, которой ЕЩЕ нет.

- Так не бывает, - уверенно покачал головой Семен Семенович.

На экране появилось новое сообщение:

«Проблема с головой».

- С головой все время какие-нибудь проблемы, - хмыкнул Лев Иммануилович.

«С головой всегда проблемы», - напечатал Осипов.

«Следует быть готовыми. Когда появится голова времени не останется».

«Время исчезнет».

«Исчезнет все».

«Закончится Игра».

«Игра никогда не закончится. Сменятся игроки».

- Похоже, у нас серьезные проблемы с этой самой головой, - сделал вывод Осипов.

- Знать бы еще, что это за голова?

«Измаил, нам нужна твоя помощь».

«Каждый играет за себя».

«У нас есть пакаль».

«Когда все закончится».

«Все начнется заново».

«Для тех, кто останется в Игре».

- Holy shit! – вскинул брови англичанин. – Это намек на то, что нас могут выставить из Игры?

- Но, ведь в Игре участвуют все?

- Вот именно!

Орсон дернул клавиатуру к себе.

«Измаил! Кончай свои штучки! Обрисуй хотя бы самую суть проблемы!»

«Проблему создал не я».

- Я понимаю, что не ты!.. Ах, damn…

- Выходит, все же, что у нас проблема?

- А когда у нас их не было?

«С головой все закончится».

«Что закончится?»

- Он не отвечает на вопросы.

- Да, верно…

Орсон пощелкал пальцами.

«На голове растут волосы».

- Это ты к чему?

- Просто так. Чтобы не прерывать диалог.

«Нет».

- Нам угрожает лысый!

- Среди нас нет лысых.

- Может быть, это кто-то из бомжей?

- Не несите чушь!

- Точно! Бомжи!

«Голова у бомжей».

«Головы еще нет».

- Проклятие!.. Что это за лысая голова, которой еще нет?..

- Может быть, это пакаль? – предположил Осипов. – Лысая голова - рисунок на пакале.

- Точно! – щелкнув пальцами, указал на него Орсон. – В зоне есть еще один пакаль с изображением лысой головы! И он очень опасен! К примеру, как тот, который, помнишь, выбросил Камохина в озеро с псевдокрокодилами!

- Но, Измаил написал «головы еще нет».

- Конечно, нет! Мы ведь еще не нашли пакаль!

Орсон радостно хлопнул в ладоши и вскинул руки над клавиатурой.

«Пакаль с лысой головой!» - напечатал он, поставил восклицательный знак и с довольным видом сложил руки на груди.

- Все вовсе не так сложно, как казалось в начале!

Все ждали ответа.

Ответа не было.

«Измаил», - напечатал Орсон.

Прошла минута.

Другая.

Пять минут.

«Измаил!!!!»

- Бесполезно. Он в офф-лайне.

- Скорее уж, это мы в офф-лайне, - Игорь Петрович ткнул пальцем в значок, который по-прежнему указывал на то, что компьютер не подключен к сети.

- И что же мы имеем в сухом остатке?

- Нам не нужен еще один пакаль. Особенно, если на нем изображена лысая голова.



Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin