Глава 7.
Камохин снял с плеча автомат и сумку и кинул вещи к стене.
- Предлагаю перекусить.
- А, потом? – быстро спросил Орсон.
- А потом посмотрим, куда ведет этот туннель.
- Вот, это другой разговор!
Все сразу оживились. Включая Брейгеля, которому тоже было до жути интересно исследовать загадочный проход. Однако, он считал неуместным вступать в спор с Камохиным. Стрелкам следовало держаться заодно, поскольку их задача – обеспечивать безопасность группы. И Камохин делал для этого все от него зависящее.
Квестеры расселись на полу, напротив друг друга, спинами к стенам. Из сумок появились пакеты саморазогревающихся пайков из армейского рациона, фляги с водой и маленький аккумуляторный электрочайник, без которого Орсон никогда не отправлялся в квест.
Пока еда разогревался, а вода закипала, Орсон достал из сумки планшет, включил его и принялся пальцем гонять иконки по экрану.
- А что на другой стороне пакаля? – спросил Брейгель.
Биолог достал пластинку и продемонстрировал ее плоскую сторону. Все, как обычно – две прямые, непересекающиеся линии и странный завиток в углу, похожий на фрагмент спирали.
- Не представляю, что можно будет увидеть, когда все пакали будут собраны и сложены на доске? - едва заметно качнул головой Камохин. – На всех, что побывали у нас в руках, только прямые линии и дуги.
- Может быть, это график? – предположил Осипов. – Или схема какого-то устройства?
- Ну, если только телеги, - усмехнулся Камохин.
- Между прочим, ряд исследователей считает этого паука, - Орсон взмахнул пакалем, - диаграммой звездного скопления в созвездии Ориона.
- Ну, и что? – пожал плечами Камохин.
- Не знаю, - честно признался Орсон. – Я только что прочитал об этом.
- Так это тот же самый паук, что и в долине Наска? – спросил Брейгель.
- Не берусь утверждать с уверенностью, но, на мой взгляд, очень похож.
Орсон перевернул планшет и продемонстрировал всем остальным изображение паука на дисплее.
- Он самый, - кивнул Осипов. – Как будто под копирку сделаны.
- Я слышал про долину Наска, - Камохин открыл пакет с едой и перемешал содержимое вилкой. – Это пустыня где-то в Южной Америке, на поверхности которой вырублены гигантские изображения разных животных.
- Наска – это не пустыня, а плато на юге Перу, - уточнил Орсон, сверившись с планшетом. - Гигантская литосферная плита, покрытая так называемыми гелиографами – вырубленными в камне гигантскими изображениями. И это не только животные, но и геометрические фигуры, птицы, цветы. Некоторые достигают в длину более сотни метров. Поэтому с поверхности земли их не видно. Кстати, длина паука из Наска сорок шесть метров, - биолог улыбнулся. – Немного побольше того, что мы видели. Рисунки открыл в тысяча девятьсот тридцать девятом году американский археолог Пол Косок, пролетавший над плато на самолете.
- Эти рисунки тоже сделали майя?
- Нет, они принадлежат еще более древней, доинкской культуре, которая так и называлась «цивилизация наска».
- То есть, самолетов у них не было?
- Полагаю, что нет, - улыбнулся биолог.
- А как же золотые самолетики? – лукаво прищурился Осипов.
- Какие еще самолетики?
- Золотые подвески в виде самолетиков, которые находят все там же, в Южной Америке, и датируют примерно тем же периодом, что и рисунки в долине Наска.
- Я думаю, чисто случайное внешнее сходство, - скептически скривил губы Орсон. – Для жителей древней Мезоамерики так называемые «самолетики» символизировали что-то совершенно другое, что нам сейчас непонятно. Мы же находим подобие среди привычных нам образов.
- Для чего тогда нужны рисунки, которые невозможно увидеть? – спросил Камохин.
- На сей счет существует несколько гипотез. Одни исследователи говорят, что это своеобразная форма посланий живущим на небесах богам. Другие считают, что это гигантский астрономический календарь. Ну, и , наконец, самая популярная версия гласит, что плато Наска это ни что иное, как древний космодром, а рисунки – указатели для инопланетных кораблей.
- Как-то с трудом верится в то, что на космических кораблях не было никаких навигационных приборов и им приходилось ориентироваться по рисункам на земле, сделанным индейцами , - усмехнулся Камохин.
- Я изложил все имеющиеся версии, - Орсон ковырнул вилкой в пакете, достал кусок мяса, сунул его в рот и снова взялся за планшет.
- Откуда эта информация? – поинтересовался Осипов.
- Из справочника «Загадочные и таинственные места планеты Земля». Издано еще до начала Сезона Катастроф. Ириша посоветовала загрузить, - Орсон двумя пальцами развернул новое окно на дисплее. - Кстати, оказывается, гелиографы не такая уж редкость на Земле. В Англии, в Оксфордшире на склоне холма изображена гигантская лошадь. А в России, в Челябинской области - фигура гигантского лося. А самый большой гелиограф, имеющий в длину более четырех километров, был найден в Австралии.
- Тоже паук? – попытался угадать Камохин.
- Нет, изображение человека.
- А камень с пауком, что мы нашли у «эксперта», тоже из Южной Америки? – Брейгель положил себе в кружку чайный пакетик и налил кипятка.
- Судя по всему, да, - Орсон взял камень в руку и покрутил его, как будто это был крикетный шар, который он собирался бросить. – Это один из так называемых камней Ики. Они представляют собой обкатанные в реке осколки вулканической породы, называемые атгезитами. Их якобы находят возле, опять же, перуанского города Ика. Размеры камней от нескольких граммов до нескольких центнеров. Всего на настоящий момент в различных коллекция хранятся десятки если не сотни тысяч экземпляров. Камни Ики знамениты вырезанными на них рисунками. Помимо обычных, вроде паука, что у нас, на камнях часто изображаются люди, едущие верхом на динозаврах и даже летящие на птеродактилях, люди, наблюдающие за звездами в телескопы, делающие различные сложные полостные операции, вроде пересадки сердца и переливания крови. В общем, совершенно фантастические сюжеты.
- И эротические, - добавил Осипов.
- Да, эротика, присутствует, - Орсон пальцем пролистнул несколько картинок. - На мой взгляд, довольно грубая и даже вульгарная. Коллекционеры покупают камни у местных жителей - уакейрос, охотников за древностями. Чтобы подтвердить подлинность камней, уакейрос готовы показывать место, где они были найдены. Как правило, это ничем не примечательные участки пустыни. А профессиональные, заслуживающие доверия археологи ни разу не находили камни с рисунками. Техники, изучавшие камни, пришли к выводу, что рисунки можно было сделать с помощью фрезы бормашины, а вот инструменты из обсидиана, кремния или бронзы, имевшиеся в распоряжении древних обитателей Мезоамерики, оставляли на атгезите лишь едва заметные царапины. Все это свидетельствует о том, что большинство из камней Ики, по всей видимости, подделки. Хотя, не исключено, что начало всей этой каменной лихорадке положила находка нескольких настоящих, древних камней, с вполне традиционными для доколумбовой Америки изображениями. Наиболее крупным собранием камней Ики является коллекция доктора Хавьера Кабрера, насчитывающая порядка одиннадцати тысяч экземпляров. Кабрера был уверен, что выявил некую систему в нанесении изображений на камни. Он считал, что камни Ики представляют собой гигантскую каменную библиотеку. Камни, по его мнению, группируются в серии от шести до двухсот штук, и, разложив их по порядку, от самых маленьких до самых большим, можно получить осмысленные, развивающиеся сюжеты, - биолог отложил планшет в сторону. – Бред полнейший! Выходит, врачи, проводившие операцию на сердце, делали записи о состоянии пациента, выцарапывая картинки на камнях!
- Весьма познавательно, Док, - Камохин кинул пластиковую ложку в опустевший пакет, аккуратно свернул его и убрал в сумку. – Ну, а каким образом все это связано с этим туннелем?
- Я всего лишь изложил факты, - Орсон щелкнул ногтем по пауку на пакале. - Но, вот, как их увязать воедино, я понятия не имею.
- Судя по рисункам и письменам на стенах, можно предположить, что этот туннель или лабиринт, также относится к культуре древней Мезоамерики, - Осипов поднялся на ноги и подтянул обмотанный вокруг шеи шемаг.
- То есть, его построили индейцы, не имевшие железных орудий и не знавшие колеса? – уточнил Брейгель.
- Ну, если они строили пирамиды, почему бы им не вырыть подземный ход? – резонно заметил Камохин. – Телевидения с интернетом у них не было, поэтому времени было невпроворот. Вопрос в том, куда этот проход ведет?.. Если его тут вообще не должно быть?
- Паук на камне, паук на пакале и паук при входе. Не похоже на простое совпадение.
- Точно, - кивнул Брейгель. – И наемники, наверное, не зря сюда топали. Таща на горбу все эти шарики, черепа и бутылки с кровью.
- Видимо, пакаль каким-то образом подсказал им, где находится вход в подземелье.
- Или они сами его открыли, - сказав это, Орсон сделал паузу. Многозначительную, как сам он полагал.
Другие же, однако, так не считали. И продолжали спокойно есть. Как будто не услышали ничего необычного.
- А, что? – лицо англичанина обиженно вытянулось. – Вы думаете, они просто так понасыпали вокруг колодца перья и шарики?.. А кровь зачем им была нужна?..
- Ну, и зачем им была нужна кровь? – спросил Камохин, уже догадываясь, какую теорию намерен развивать англичанин.
- Культ вуду! – многозначительно произнес Орсон.
- Бред! – фыркнул Камохин.
- За пределами аномальной зоны – конечно, - тут же согласился с ним Орсон. – Но здесь, где все законы и правила вывернуты наоборот – совсем другое дело.
Камохин включил фонарь и направил свет в глубь прохода, рядом с которым он сидел. Тьма чуть подалась назад.
- Мне кажется, я тебя не убедил, - сказал Орсон.
- Я не верю ни в магию, ни в астрологию, ни в прочую чертовщину, - ответил стрелок.
- А в алхимию?
- При чем тут это?
- Я просто спросил.
- Нет.
- А в гадание на картах Таро?
- Нет.
- В нумерологию?
- Нет.
- В кабалистику?
- Я вообще не знаю, что это такое.
- Я понял, в чем твоя проблема…
- У меня нет проблем.
- … Ты отрицаешь то, что не понимаешь.
- А, что еще с этим делать?
- Можно попытаться понять.
- Зачем?
Они сидели на полу темного коридора, построенному неизвестно кем и ведущими неизвестно куда. И спокойно беседовали на совершенно отвлеченную тему. И при этом никому из них ситуация не казалась необычной или хотя бы странной. Что само по себе было необычно и вдобавок еще странно.
По каменным стенам бегали лучи фонарей, выхватывая из темноты фрагменты необычной графики.
Орсон взял в руку фонарь и посветил на потолок.
- На потолке нет даже следов копоти.
- А они должны быть?
- До изобретения Эдисона единственным источником света, помимо нашего дневного светила, был огонь. А, пламя всегда оставляет копоть, - Орсон поводил лучом из стороны в сторону. – Здесь абсолютно темно, и при этом на потолке нет копоти. Как люди, строившие этот коридор, освещали его?
- Может быть, система зеркал? – предположил Брейгель.
- Нет, это ерунда, - уверенно отбросил такое объяснение Осипов. – Ни одна поверхность не обладает стопроцентной отражающей способностью. Плюс – неизбежное рассеивание света. После четырех-пяти передач отраженного луча мы получаем на очередном зеркале блеклое, едва различимое пятно.
- А что на это скажет наш скептик? – с вызовом посмотрел на Камохина биолог.
- О, да! – таинственным полушепотом произнес стрелок и, чуть подавшись вперед, снизу подсветил лицо фонариком, из-за чего оно превратилось в демоническую маску. – Здесь, конечно, не обошлось без магии вуду!
- Все зависит от того, что понимать под словом «магия».
- Не думаю, что у этого слова есть много разных толкований.
- Я не о слове, а о самом процессе. В древности ученые – назовем их так, - зачастую не понимали смысл собственных действий. Они использовали метод проб и ошибок, но при этом аккуратно документировали все свои манипуляции. И, если вдруг в результате получалось то, что и было задумано, или что-то другое, но тоже интересное, то для того, чтобы вновь получить тот же самый результат, ученый повторял всю первоначальную длинную цепочку действий, большинство этапов которой, скорее всего, были совершенно бессмысленными. Это и называлось магией. Ученый или, если угодно, маг, колдун, шаман, совершал так называемые ритуальные действия. Смысл их был никому непонятен, но результат – налицо. Больной выздоравливал, вино переставало бродить и киснуть, посевы избавлялись от паразитов, коровы вновь начинали давать молоко… В конце концов, из этих манипуляций было вычленено действенное начало, и магия исчезла. А мы сами стали рациональны до мозга костей. Мы более не хотим верить в чудо. Мы хотим найти объяснение даже тому, чему объяснения не существует. Вот, например, Вик, уверен, что сможет найти причину Сезона Катастроф.
- У меня уже имеется объяснение, - ответил на это Осипов. – Мне лишь не хватает фактов для того, чтобы подвести под существующую теорию точную научную базу.
- И некоторые факты упорно не желают укладываться в твою теорию, Вик. Такие, например, как это подземелье.
- Со временем и для них найдется место.
- То есть, ты представляешь себе, как это работает, но пока не можешь всего объяснить?
- Примерно так.
- Так что же тогда есть твоя наука, если не современная магия? Магия, построенная на виртуозном владении математическим аппаратом, знании Теории Относительности и Теории Струн, умении пользоваться хитроумными приборами, механизм действия которых тебе не всегда понятен...
- Налей мне чаю, Крис.
- Ты уходишь от ответа?
- Можно и так сказать.
Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin