« вернуться в «Азбуку начинающего автора»

Вопрос, который я чаще всего слышу на встречах с читателями, звучит примерно так: «Когда выйдет продолжение?...», — далее звучит название того или иного романа. Причем именно в такой форме — «Когда?», — а не «Планируется ли?». Такое впечатление, что читатель на сто процентов уверен в том, что автор уже работает над продолжением, и просто не хочет до поры, до времени раскрывать все карты.

Я написал две трилогии — «Лабиринт» и «Резервация», — и сделано это было не по велению души, а по настоятельному требованию издательства «Армада», с которым я тогда сотрудничал. Если бы, в то время я сам мог выбирать, что делать, то вторая и третья части «Лабиринта», скорее всего, никогда бы не были написаны. Я бы точно не стал писать вторую часть «Резервации», а третья стала бы совершенно самостоятельной книгой.

«Сфера Стабильности», вышедшая тоже как трилогия, изначально была задумана, как одна большая, толстая книга, и то, что ее пришлось разорвать на три куска, потому что ни одно издательство не взялось бы выпустить том объемом под 60 авторских листов, написанный малоизвестным автора, явно не пошло на пользу дела. Когда издательство «Эксмо» переиздавало «Сферу стабильности» одним томом, я убрал многие сюжетные связки, которые должны были объединять все три тома, но сохранил уже привычное для читателей деление на тома. Получилось лучше, но все равно не то, что можно и нужно было сделать с самого начала.

Если автору есть, что сказать своему читателю, это можно сделать в рамках одного роман. Развивать ту же самую идею в продолжении, — ну, не знаю... Для этого нужно либо считать читателей полными недоумками, которым нужно по десять раз повторять одно и то же, либо прийти к пониманию, что у тебя самого новых идей нет и уже никогда не будет.

Давайте посмотрим, какие поджанры фантастики наиболее богаты на сериалы? Это фэнтези, юмористическая фантастика, космическая опера, — те, чье призвание развлекать, а не вести с читателем серьезный разговор. (Тут, в скобках, следует добавить, что юмористические сериалы чаще всего пародируют имен фэнтези, да и космическая опера по духу значительно ближе к фэнтези, нежели к твердой фантастике).

В сериале можно развивать только сюжет, но не идею. Но вопрос о том, что стало с героем полюбившейся книги через три-пять-десять лет всерьез может беспокоить только подростковую аудиторию. Взрослый же человек читает книгу не ради того, чтобы узнать, кто в конце останется в живых. Вернее, не только ради этого.

Работать над продолжением уже написанного романа невообразимо скучно. Есть готовый мир, есть герои, между которыми уже сложились определенные взаимоотношения, — остается только, особо не задумываясь, гнать текст. Это уже не творческая работа, а примитивное ремесло.

Работать над продолжением чрезвычайно просто, — по тем же самым причинам. Кстати, сериал дает еще и возможность легко снимать любые претензии по поводу аморфности композиции, незавершенности сюжетных линий или нелогичности действий героев, — достаточно просто сказать, что все непременно проявится в следующем томе.

В принципе, написать продолжение можно к любой книге. Если, конечно, автор не позаботился о том, чтобы в конце разнести всю Вселенную в клочья. Да и то, наверное, если постараться, можно найти какой-нибудь выход. Вопрос в том, а нужно ли это делать?

9.01.2004

Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin