Начнем с того, что жанра «фантастический боевик», как такового, не существует. Боевик — это всего лишь один из многих стилистических приемов, позволяющих усилить эмоциональное воздействие текста на читателя. В той или иной форме элементы боевика могут присутствовать в произведениях самых разных, отличающихся как по стилю, так и по жанру. Для примера достаточно просмотреть ряд книг, выпущенных, к примеру, издательством «Армада-Альфа-книга» в серии, которая так и называется «Фантастический боевик». Чего только там не увидишь, — и дебиловатую фэнтезюху, и сказочки для недорослей, и звездную оперу, и полудетские сублимации натему «как бы я ее..., а потом как бы я ему...». А в целом, — вроде как фантастический боевик, понимаешь!
Если все же вернуться к истокам, то художественный прием, получивший в дальнейшем название «боевик», впервые появился и был доведен почти до совершенства в произведениях жанра"вестерн«. Почти, — потому что совершенство по определению не достижимо. Опять-таки, обратим внимание: жанр — «вестерн»,прием — «боевик».
Самодостаточным жанром «вестерн» сделали следующие элементы: жесткая привязка к определенному историческому периоду, географическая привязка к месту, определенная культурная среда, в которой происходят все события, мифологизация как самих персонажей, так и свершаемых ими деяний.
Дальше — то, что делает вестерн боевиком: 1. динамика в развитии сюжета, который никогда не стоит на месте, впрочем, так же, как и герои, которые постоянно перемещаются в пространстве2. четкое деление героев на хороших и плохих 3. немаловажный момент, положительный герой чаще всего один, но, если даже их несколько, число негодяев непременно многократно превосходит число хороших парней4. то, что называется «обнаженным конфликтом», т.е. все противоречия между хорошими и плохими в конечном итоге разрешаются не посредством дипломатических переговоров или хитроумных интриг, а путем стрельбы и мордобоя.
Вот четыре элемента, используя которые, любой сюжет можно выстроить, как боевик. Сделать это не сложно, автору же остается только решить стоит ли. Множество произведений, ставших классическими, перечислять которые просто не имеет смысла, написаны именно как боевики. Но при этом еще большее число книг, написанных с использованием того же приема, оказались, в лучшем случае, одноразовым чтивом.
Теперь посмотрим, что же произошло с понятием «боевик» в России.
Определение «фантастический боевик», как жанр, придумали ни кто иные, как книгоиздатели, решившие, что под такой маркой продавать книги будет удобно и просто. Жаль, что имени этого человека установить до сих пор не удалось. Хотя не исключено, что мысль эта многим пришла в голову примерно в одно и то же время, — идея витала в воздухе. В самом деле, если слов «боевик» давно уже стало привычным жанровым определение для фильма, почему не попробовать повесить такой же ярлык на книги? В результате произошла элементарная подмена понятий. Зарубежный режиссер, работая над фильмом, представления не имеет о том, что отечественные кинопрокатчики и доморощенные критики повесят на него бирку"боевик«. Издатель же, сделавший великое, как ему кажется, изобретение, — жанр «фантастический боевик», — начал требовать от авторов, чтобы они строго держались в рамках заданного жанра. Самое смешное, что издатель чаще всего и сам не до конца понимал, что же он хочет получить. Однако выход из казалось бы безвыходной ситуации был найден быстро и легко, — качество произведений стало определяться количеством трупов на страницу текста.
Это — смешная сторона дела. Кошмарная же заключается в том, что многие начинающие авторы действительно поверили в то, что жанр «фантастический боевик» действительно существует, и принялись в поте лица создавать новые произведения в этом псевдожанре. Круг замкнулся. Левое ухо решило, что оно и есть человек, а все остальное, — бесполезный придаток, от которого можно без сожаления избавиться. Однако время проходит, а ухо так и не может понять, какую ошибку совершило. Почему не может понять, совершенно очевидно, — потому что мозгов нет. Возведя чисто технический прием в разряд самодостаточного жанра, апологеты нового направления отечественной фантастики совершили уникальную операцию, результатом которой стало полное выхолащивание создаваемых текстов. Строительные леса, возводимые для того, чтобы построить дом, стали именоваться домом.
В итоге мы имеем следующее. Произведение, изначально создаваемое, как «фантастический боевик», то есть, зацикленное на чисто техническом приеме, как таковом, и не берущее в расчет ничего иного, перестает быть фантастикой. Фантастическая составляющая перестала работать на сюжет, а отдельные фантастические элементы, -звездолеты-роботы-бластеры, гномы-драконы-маги, -превратились в антураж, в задник для спектакля, задачей которого является всего лишь обозначить место действия. Ныне практически любая книга, изданная под биркой «фантастический боевик», представляет собой немного стилизованный под фантастику криминальный роман, в котором вся интрига сводится к тому, кто кому краше морду набьет. Читатель на произведения подобного рода всегда найдется. И пусть бы себе читал, но досадно то, что он свято верить в то, что читает фантастику. Если же подобная книжка попадает в руки умного человека, она навсегда отбивает у него охоту читать фантастику как таковую, поскольку теперь ему окончательно ясно, что это чтиво для идиотов.
Подобное произошло у нас в стране не только с «боевиком», но и, например, с такими понятиями, как «триллер» или «бестселлер». Но это уже совсем другая история.
2.09.2003.
Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin