« вернуться в «Азбуку начинающего автора»

С той же уверенность, с как критики твердят о смерти современной литературы, можно заявить и скоропостижной кончине литературной критики. И, право же, второе заявление имеет под собой куда больше оснований, нежели первое. Книги все еще издаются и находят своих читателей, а вот кому интересна современная критика?
К примеру, останавливает меня на улице совершено незнакомый мне человек и со всей серьезностью заявляет: «Слушай, прочитал я на днях твою новую книжку. Ты знаешь, ничего глупее в жизни не читал!» Как вариант: «Очень понравилось!». Ну, и что дальше? Я услышал частное мнение одного отдельно взятого лица, человека, о котором я ничего не знаю. Какой интерес может представлять для меня его мнение о моей книге? Вообще-то, абсолютно никакой. С таким же успехом я могу подойти к рабочим, укладывающим на дороге асфальт, и авторитетно заявить: «Здорово у вас, мужики получается!». Как вариант: «Да кто ж так работает!». Та же ситуация и с критикой. Вернее, с тем, что в последнее время стало принято называть критикой.
Нынешняя критика трансформировалась до неузнаваемости, по сравнению с тем, что она представляла с собой во времена не столь уж отдаленные. В том разделе литературы, который принято именовать мейнстримом — хотя, куда этот стрим катит, никто, по всей видимости, понять не может, — литературная критика выродилась в критику на критику. Литературное произведение стало лишь поводом для написания стартовой статьи, после которой следует целая серия пепубликаций, в которых критики вдохновенно выясняют отношения друг с другом, легко позабыв о первоначальной причине спора. С криминальными и дамскими романами — два направления современной литературы, имеющие устойчивую тенденцию то и дело сливаться в экстазе, — совсем плохо. Здесь никакой критики нет, и, судя по всему, не намечается. Ну, в самом деле, кому придет в голову заниматься серьезным разбором литературных достоинств работ той же Донцовой, в одном лице весьма успешно представляющей оба вышеназванных направления. Критика фантастики, в советские времена представленная лишь несколькими именами, с уходом последних, легко и безболезненно трансформировалась в примитивное рецензирование новых книг, библиографические изыскания и нечто среднее между вульгарной эссеистикой и школьным сочинением на заданную тему. Все это к критике, как таковой, отношения не имеет, поскольку может представлять какой-то интерес разве что только для совсем уж завернутых фэнов, собирающих вырезки о своем любимом авторе.
В свое время кто-то из классиков — сейчас уже не помню кто, но кто-то очень известный, уровня Льва Толстого, — сказал, что задача критика заключается в том, чтобы провести читателя по созданному автором лабиринту. Похоже, что нынешние критики иначе представляют себе свое предназначении. А, может быть, они сами давно уже заблудились в лабиринте?


25.06.2006


Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin