Должно быть, каждый начинающий автор, достигший некоторых успехов в творчестве, начинает задумываться об особенностях собственного стиля. В самом деле, должно же быть у автора нечто такое, что отличает его от прочих коллег по перу, за что его ценят и любят читатели, что ставят ему в заслугу или в упрек критики. Не сажу, что стиль это лицо автора, но отпечатки его пальцев на клавиатуре — это уж точно.
Увы, если судить по книгам современной российской фантастики, в изобилии представленным на прилавках книжных магазинах и лотках уличных торговцев, для большинства авторов поиски собственного стиля сводятся всего лишь к самоцитированию. Использование одних и тех же незатейливых сюжетных ходов, от книги к книге выбор похожих имен для героев, выстраивание повествования по прямой, как лом, схеме, да, и, чуть не забыл, непременно открытый конец, дающий понять читателю, что продолжение обязательно следует, — вот и все, авторский стиль сложился. И все бы ничего, да дело в том, что такая методика приводит к узнаванию серии книг, но никак не автора. Автор серии, ну, к примеру, «Фантастический боевик», пиши он хоть звездную оперу, хоть фэнтези, хоть юмористическую фантастику, хоть любовный роман, всегда пишет одно и то же. И то же самое вместе с ним пишут все остальные авторы упомянутой серии. В такой ситуации ощущение собственного стиля приводит к автоматизму письма, а, со временем, к полной потере авторской индивидуальности.
Испанский поэт Хосе Хименес Лосано называл тягу к стилю «игрой, надувательством, эксгибиционизмом таланта». Чтобы талант мог развиваться, автор должен работать в самых различных стилях и жанрах, постоянно меня направления и тематику. Фактически, он должен уметь все, чтобы в нужный момент использовать именно то, что сейчас необходимо. Как не парадоксально это звучит, но именно так и формируется истинный авторский стиль.
А что касается узнаваемости, то произведения автора должны объединять не стиль, как таковой, а нечто большее — жизненная философия, которую он сам для себя, быть может, никогда и не пытался четко сформулировать, проблемы, которые его беспокоят, которые он хотел бы обсудить с читателем, некая сверхидея или сверхзадача, которую, опять-таки, неосознанно ставить перед собой автор.
И, что любопытно, чтобы достичь этого, надо стать кем-то больше, нежели просто писателем.
24 июля 2005 г.
Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin