Айта (2022)

Фильм «Айта» (2022)

«Айта» — новый фильм Степана Бурнашева. А это значит — надо смотреть. Обязательно!

Степан Бурнашев — один из наиболее ярких представителей современного якутского кино, которое само по себе уже является феноменом не российского даже, а мирового масштаба, сравнимое с итальянским неореализмом или французской «новой волной». Бурнашев снимает много и в разных жанрах. И почти все у него получается. Самое главное, у него получается донести до зрителей свои мысли и чувства, свою любовь и боль. Делает он это совершено безыскусственно. И, в отличии как от дорогих российских «блокбастеров», с завидной регулярностью проваливающихся в прокате, так и от «авторского» российского кино, которое самозабвенно копирует чужие наработки и млеет от осознания собственной изощренности, фильмы Бурнашева по-настоящему цепляют зрителей за живое.

На этот раз Бурнашев снял вестерн на минималках. В небольшом селении, где все друг друга знают, находят повесившуюся старшеклассницу, В кармане у нее записка с именем виновника ее гибели — «Афоня». Человек с таким именем в селении только один. Кроме того, он русский — все равно, что негр в Луизиане, недавно сюда приехал, да и работает в полиции. Соответственно он ту же признается виновником трагедии. Народ требует немедля, не дожидаясь суда, разобраться с душегубом. Но местный крутой шериф, то бишь, начальник полиции, запирает Афоню в участке, от греха подальше, а народу заявляет, что все будет по закону То есть, самосуд отменяется. При этом сам начальник тоже считает Афоню преступником, но, тем не менее, считает, что все надо сделать, по закону, потому как, иначе местные мужики сами и сядут за самоуправство.

Ситуация, обыгранная во многих классических вестернах. Бурнашеву удалось успешно перенести историю на современную почву, да еще и по-новому ее обыграть. Ночью, когда местные мужики собираются штурмовать полицейский участок, чтобы забрать арестованного, это уже почти открытое цитирование «Нападения на 13 полицейский участок» Карпентера.

Еще одна интересная находка Бурнашева — это бесконечный дождь. То мелко накрапывающий, то переходящий в ливень. Из-за него весь мир кажется будто размытым, неверным, обманчивым. Опрокинутым и тонущим в самом себе.

Но главное достоинство «Айты» — это ее искренность и честность режиссера по отношению к зрителю. Он словно говорит: «Смотрите, я ничего не собираюсь от вас скрывать, показываю все как есть, а вы уж сами во всем разберитесь». Именно такой, граничащей с мудростью, простоты, как раз и не хватает современному кинематографу.

Несколько смазывает впечатление от фильма концовка. Чисто по смыслу она правильная, какой и должна быть. Однако сделана какими-то очень уж небрежными мазками. А герои вдруг начинают говорить такими шаблонными фразами, что хочется крикнуть — Не верю! Такое впечатление, что режиссер сам устал от фильма и вместо взрывной концовки решил завершить его стандартной фразой «Жили они долго и счастливо». Хотя, на самом деле, какое уж тут счастье?

Тем не менее, «Айта» — это фильм, которые нельзя пропустить ни в коем случае. Потому что именно из таких фильмов, а вовсе не из «Аватаров» и «Мстителей» складывается современная история кино.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.