Ыт (2021)

«Ыт», на мой взгляд, самый лучший и наиболее бескомпромиссный фильм Степана Бурнашева. Еще ни один режиссер в современном отечественном кинематографе не показывал безысходность окружающей нас действительности с такой откровенной прямотой. При этом фильм не превращается в политическую агитку, а остается художественным произведением. Бурнашев не пытается искать виновных и никого ни к чему не призывает, он фиксирует действительность так, как и должен это делает художник — в художественной форме, в виде заметок и образов.

Степан Бурнашев в каждом своем фильме непременно уделяет внимание бытовым деталям. Но в «Ыт» он именно на них и делает упор. В результате получается несколько срезов современной жизни, которых как в зеркале, отражается душащие страну пустота и беспросветность.

Фильм состоит из нескольких историй, происходящих в обычном якутском селе. Некоторые из которых забавны,но большинство пугающе трагичны. Истории невообразимы просты. Но именно эта простота и делает их пострашнее любого хоррора.

В одной из них соседи собачатся из-за того, что одному не нравится место, выбранное другим для установки туалета. Получив по сусалам, один из соседей перерезает вечером другому тормоза на машине. А утром, видя, как тот с женой и ребенком выезжает со двора, бежит за машиной в отчаянной попытке догнать и остановит. В другой муж и жена устраивают ссору из-за того, что собираются голосовать за разных кандидатов на должность главы села. В третье того самого избранного главу зовут в дом, где недавно приехавший с молодой женой парень напился и держит всю семью под прицелом ружья. Следующая история о другом депутате,сбившем пьяным на машине пешехода и теперь пытающимся договориться по понятиям с пассажирами маршрутки, ставшими свидетелями преступления.

Пожалуй, самая жуткая история о том, как мужик едет в город продавать машину. Выпивает по этому делу. А утром не может найти деньги. Решив, что обронил деньги где-то возле дома, он начинает прикидывать, кто бы из соседей может их присвоить. А тут как раз один из соседей покупает новенькую машину. На какие деньги? — Естественно, на украденные у него, решает недотепа. После чего отправляется с приятелями к подозреваемому и чуть не до смерти избивают его. А когда возвращается домой, жена выкладывает на стол сверток с деньгами, который она нашла за сараем.

Ну, и, наконец, финальная трагикомичная история про двух охотников, которые одновременно стреляют в утку и не могут решить, кто же в нее попал. Спор быстро перерастает в драку, а затем и в поножовщину. Утка же тем временем улетает.

Режиссер с потрясающим мастерством обыгрывает любую ситуацию, превращая вполне заурядные эпизоды из повседневной жизни в повод задуматься, если и не о вечном,так хотя бы о дне нынешнем и дня грядущем.

В фильме нет ни озлобленности, ни злобы. Подобно буддистскому монаху, Бурнашев, не идеализируя своих героев, искренне любит их такими, как они есть, со всеми их пороками и недостатками. Потому что мы уж такие, какие мы есть. Но Бурнашев еще и верит в то, что мы можем стать лучше. Если только найдем ответы на вопросы: Кто мы?.. Откуда пришли?.. Куда идем?..


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.