Последняя дуэль / The Last Duel (2021)

Ридли Скотт, несомненно, Мастер. Великий Мастер. Может быть, даже Величайший из ныне живущих. Но фильм «Последняя дуэль» определенно не войдет в золотой фонд снятого Ридли Скоттом.

С технической точки зрения фильм безупречен. Каждый кадр — это услада для взора. Раннее средневековье передано настолько аутентично, насколько только может вообразить себе зритель, не являющийся профессиональным мидиевистом. Сама дуэль, то бишь, рыцарский поединок — пожалуй, лучшее, что вообще когда либо было в кино на эту тему. Но вот с самой историей все плохо.

Если коротко, то «Последняя дуэль» — это вовсе не о рыцарях, а о женской эмансипации в 14 веке. Где-то во Франции один знатный дворянин изнасиловал жену другого знатного дворянина. Как нам доходчиво объясняют в фильме, а таких случаях женщинам в 14 веке полагалось скромно молчать. Наша же дамочка решила устроить скандал и все рассказал мужу. Муж, разумеется, обиделся и подал в суд на первого дворянина. Тот принялся напрочь от всего содеянного отказываться. И тогда король, как и полагалось в то время, постановил, что все должен решить божий суд, то бишь, поединок до смерти. Мол, кто выживет — тот и прав.

Собственно, это вся история. Откуда же, в таком случае, взялись два с половиной часа экранного времени? А дело в том, что Ридли Скотт решил поиграть в классиков и, уподобившись Куросаве, снять своего «Расемона». Он рассказал историю о изнасиловании с трех точке зрения: дворянина-мужа, дворянина-насильника и опороченной жены. Однако, если Куросава в «Расемоне» показал три противоположных взгляда на одно и то же событие, то версии, что показал Ридли Скотт в «Последней дуэли» практически ни чем друг от друга не отличаются, за исключением совершенно незначительных деталей. Когда смотришь одну и ту же историю по третьему разу, невольно задаешься вопросом: а на фиг я вообще это смотрю?

В общем, главный посыл фильма остался для меня не понятен. Ни в плане идеи средневековой борьбы за женские права, ни с точки зрения троекратного ее повторения. Ридли Скотт обвинил в плохих прокатных показателях фильма молодежь, привыкшие все смотреть с экранов смартфона и пот ому не способных оценить фильм в 2,5 часа. Мне кажется, дело тут в другом: зрители — это не скопище идиотов, которым нужно все по три раза объяснять. Этого Ридли Скотт почему-то не учел.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.