Человек, который убил Дона Кихота / The Man Who Killed Don Quixote (2018)

Когда речь заходит о фильмографии Гиллиама, строить какие-то рейтинги совершенно бессмысленно. Все его фильмы удивительно хороши и при этом каждый хорош по-своему. Что общего между «Бразилией» и «Страной приливов»? Между «Теоремой Зеро» и «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе»? Разве, что только то, что действие всех фильмов Гиллиама разворачиваются в причудливом, сюрреалистичном мире, лежащем на зыбкой границе между сном и явью, выдумкой и действительностью, прошлым и будущем, воспоминаниями и действительностью, реальностью и бредом. Удивительный мир, который, казалось бы, может существовать только в фантазиях и мечтах, Терри Гиллиаму каким-то совершенно непостижимым образом удается перенести на экран. Более того, он умудряется сделать это практически без потерь — когда смотришь любой из его фильмов, трудно избавиться от ощущения, что погружаешься в собственный сон. Кажется, что ты все это уже когда-то видел, только в виде призрачных образов, расплывающихся, гаснущих и исчезающих при малейшей попытке  как-то конкретизировать их, закрепить в той или иной форме. И если бы не Терри Гиллиама, эти сны оказались бы навсегда потеряны.

И, все же, «Человек, который убил Дона Кихота» — один из лучших фильмов Терри Гиллиама. В первую очередь потому, что в нем режиссеру удалось устроить, пожалуй, самый невообразимый микс из всего, что он уже проделывал в других своих работах. Здесь воображаемый и реальный мир не просто накладываются друг на друга, а сплавляются в единое целое. Помнится, в детстве была такая забава — взять несколько разноцветных кусков пластилина, слепить их вместе и скатать из них шар, похожий на глобус фантастической планеты. Игра это никогда не надоедала потому, что каждый раз шар получался совершенно другим, не похожим ни на один из предыдущих и, уж тем более, на те шары, что делали другие. Вот, именно на такой разноцветный пластилиновый шар и похож «Человек, который  убил Дона Кихота».

Название фильма — это не метафора. В основе фильма действительно лежит роман Сервантеса. Поэтому для того, чтобы понять всю глубину и виртуозность проделанной Гиллиамом работы, прежде, чем смотреть фильм, следует непременно ознакомиться с первоисточником. Смотреть «Человека, который убил Дота», не прочитав роман Сервантеса, все равно, что пытаться понять «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», не будучи знакомым с оригинальной трагедией Шекспира. В отличии от Тома Стоппарда, Терри Гиллиам не просто пытается по-новому взглянуть на события, описанные в знаменитом романе, он еще и осовременивает их, перенося в наши сегодняшние дни. Американский режиссер, приехавший в Испанию, чтобы снят фильм о Доне Кихоте — фантастическая актерская работа Адама Драйвера! — совершенно фантастическим образом сам оказывается участником приключений знаменитого идальго. И тут уже начинается такое, о чем не расскажешь словами! Это надо видеть!

Фильм овладевает вниманием зрителя буквально с первых кадров и не отпускает ни на секунду до самого конца. Это один из тех редких случаев, когда не рискуешь даже на миг отвести взгляд в сторону от экрана, потому что боишься пропустить что-то важное. А как только фильм заканчивается, его тут же хочется начать смотреть сначала. Чтобы убедиться, что ничего не упустил и все понял правильно,  

Терри Гиллиам снял фильм на все времена.  И сделал это настолько легко, непринужденно и красиво, как будто просто не умеет иначе.


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.